ОКНО В ЯПОНИЮ    НОВОСТИ    О ЯПОНИИ    ОРЯ    ПИШЕМ!  
 
 

Окно в Японию: http://ru-jp.org

 

Н.А. НЕВСКИЙ – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ ОКИНАВЫ (часть 2)

(Часть 1 - http://ru-jp.org/baksheev12.htm)

Невский приступил к исследованиям на островах Мияко, как считается, по совету родоначальника японской этнографии Янагида Кунио, который полагал, что на Окинаве сохранились образцы древней японской культуры. Русский ученый совершил три экспедиции на Мияко - в 1922, 1926 и 1928 гг. - и посетил, по всей видимости, следующие острова из этой группы: Мияко, Икэма, Ирабу, Тарама, и, возможно, Минна.

Есть некоторые указания на то, что он побывал также и на о. Исигаки из другой группы островов - Яэяма; Невский занимался изучением диалекта о. Исигаки (сам Невский пишет: 'ссылка на говоры Яэяма голословна, так как мне приходилось делать наблюдения с говором главного острова Яэяма - Исигакидзима'. - ПВ, 284); о посещении Невским о. Исигаки упоминает - без указания на какой бы то ни было источник - А. М. Кабанов (см. Кунсткамера, 263); биограф Невского Л. Л. Громковская нигде об этом не пишет. Казалось бы, поездке на о. Исигаки есть логичное объяснение: о-ва Яэяма - своего рода 'мостик' между о-вами Тарама и Минна, отдаленными от основной группы Мияко, и о. Тайвань (Формоза), где Невский побывал летом 1927 г. и изучал язык и фольклор аборигенов цоу. Как пишет сам Невский, сообщение островов Мияко 'с собственно рюкюскими островами (очевидно, имеются в виду острова группы Окинава; см. ПРИЛОЖЕНИЕ I. - Автор) и далее с Японией поддерживается более или менее регулярными рейсами парохода 'Яэяма-мару' (в бойкое летнее время наряду с ним иногда работает еще 'Мияко-мару')…. , который из порта Нафа (яп. Наха. - Автор) (на главном острове Окинава) идет мимо Мияко и Яэяма на Формозу… При благоприятных условиях … почти каждые десять дней…' (ПВ, 283). Однако, по свидетельству самого Невского, в середине июля 1927 г. он прибыл на Тайвань на корабле из г. Кобэ 'на четвертый день' пути (Громковская, Кычанов, 123), т. е. он смог бы побывать на о. Исигаки только во время короткой стоянки судна. До последнего времени по пути от г. Осака до о. Тайвань океанский лайнер заходил - в южной части Рюкю - в порты Наха (о. Окинава), о. Мияко, о. Исигаки на 1-2 часа (он, кстати, не останавливался на о. Тарама). Проведя на Тайване 'почти целый месяц', Невский, по всей видимости, также, надолго нигде не останавливаясь, вернулся в Японию в середине августа 1927 г. (Громковская, Кычанов, 124, 129).

Теоретически Невский мог побывать на о. Исигаки во время первой экспедиции на острова Мияко в 1922 г., когда он находился на о. Тарама (см. ниже), который расположен на полпути между двумя группами островов Мияко и Яэяма, - тем более что точная дата отъезда ученого с Мияко пока не известна, - но достоверных свидетельств не имеется. Тщательное изучение дневников Невского и других материалов из его архивов, надеюсь, позволит разгадать и эту загадку.

Первая экспедиция Н. Невского на Мияко

Невский переехал из г. Отару (о. Хоккайдо) в г. Осака в начале лета 1922 г. (Като Кюдзо 'Луна и бессмертие', с. 48) и принялся за подготовку своей первой экспедиции на Мияко. Он попросил студента, уроженца Мияко, известного под именем 'Уиунтин Кэнгфу' (см. http://www.ru-jp.org/baksheev11.htm), у которого брал уроки диалекта Мияко, быть его провожатым в поездке на острова. Студент, намеревавшийся съездить домой на летние каникулы, согласился. Примерно со второй декады июля 1922 г. в течение недели Невский с помощью Уиунтина, остановившегося в его доме, штудировал диалект Мияко. В середине июля 1922 г. (Като, 148) ученый выехал поездом из г. Осака до Симоносэки; затем на пароме до о. Кюсю и опять на поезде до г. Кагосима, где остановился в гостинице 'Сассюкан'; оттуда - морем до г. Наха (о. Окинава) (см. также Громковская, Кычанов, 95-6). При этом отечественные биографы Невского, в отличие от японских (Като, 148), нигде не сообщают о том, что Уиунтин сопровождал ученого во время этой поездки; по другим данным японских биографов похоже, что они встретились в день приезда Невского на Мияко (Като, 149). Пока можно только предположить, что поскольку отъезд Невского был отложен против условленного времени, Уиунтин мог уехать раньше и встретить исследователя на Мияко.

Невский прибыл на о. Окинава 20 июля и пять дней ждал отправления корабля на Мияко, о чем он писал в письме к японскому тангутоведу Исихама Дзюнтаро из гостиницы в г. Наха (см. Като, 148; об Исихама см. Громковская, Кычанов, 176-77). 25 июля Невский отплыл из Наха на 'небольшом пароходике' - это мог быть, как уже говорилось, 'Яэяма-мару' или же 'Мияко-мару'. 26 июля он прибыл на Мияко (сейчас этот путь занимает 8-9 часов) и остановился в г. Хирара (диал. Псара; тогда еще 'мати' - 'городок', позже - 'город', Хирара-си) в гостинице 'Кадэна рёкан'. По некоторым данным, на следующий день он намеревался поехать на о. Ирабу (на диалекте Ирав); как пишет сам Невский, 'прежде чем начать собирать материалы на главном острове, мною было намечено объехать сперва остальные острова' группы Мияко (Фольклор, 168).

Как указывает Невский в статье 'Общие сведения о географическом положении, официальном статусе и языке Мияко', в то время сообщение между островами группы Мияко и с островами Яэяма поддерживалось 'маленькими катерами с двигателями внутреннего сгорания. При незначительном изменении погоды эти катера уже … не выходят из бухты. … На небольшие же острова Угам (яп. Оогами. - Автор), Ффима (яп. Курима. - Автор) и Минна не ходят даже катера'; сообщение между ними и ближайшим островом 'при необходимости совершаются на долбленых рыбачьих каяках, сабани' (ПВ, 283)

Из-за шторма, который разбушевался 'через день после приезда' Невского, рейсовый моторный катер не смог выйти из порта на о. Мияко, который тогда назвался Харимидзу (диал. Парумидзы; сейчас этот порт называется 'порт Хирара'; 'Харимидзу' буквально значит 'полноводие', 'изобилие воды') (см. фото 2-1). Рядом - самое главное святилище Мияко - Харимидзу утаки (см. фото на http://www.ru-jp.org/baksheev11.htm), ранее море подступало вплотную к нему. Напротив Харимидзу утаки находилась гостиница 'Кадэна рёкан' (до нашего времени не сохранилась), где и остановился Невский. Мимо нее - от порта в город - шла 'мощеная улица Харимидзу' (Харимидзу исибутай мити), которая сохранилась и объявлена историческим памятником; по этой улице Невский ходил в городскую управу. В 2002 г. она была официально переименована в 'улицу Невского', но на указателях и туристических картах до сих пор осталось старое название (см. фото 2-2); эта улица ведет к памятной стеле Невского, установленной тогда же, в честь 110-летия со дня рождения ученого (см. фото на http://www.ru-jp.org/baksheev11.htm).

'Прождавши катера безрезультатно два-три дня', ученый завел разговор с местными жителями о причинах бури на море и открыл для себя мунаи - важное понятие культуры Мияко (см. Кунсткамера, 277-283); 'через несколько дней после этого разговора' ему удалось попасть на о. Ирабу (Фольклор, 168-69; Кунсткамера, 278). Другими словами, последующие три дня по приезде на Мияко (т. е., очевидно, 28-30 июля) Невский находился и проводил исследования в Хирара; сбор материала в Хирара продолжался и 2 августа (см. Фольклор, 17).

5 августа в два часа пополудни старый знакомый Уиунтин привел в гостиницу, где остановился ученый, старика, знатока старинных песен. Невский уже приготовился записывать, как вдруг явился К. Синдзато, житель о. Ирабу, и предложил его туда сопровождать; японский биограф Невского, пишет, что К. Синдзато прибыл накануне с Ирабу специально, чтобы быть провожатым ученого (см. Като, 151; Громковская, Кычанов, 99). Невский решил, что речь идет о поездке по морю на сабани, 'долбленом рыбачьем каяке', но в путь отправлялся рейсовый катер (Громковская, Кычанов, 99-100). Итак, 5 августа Невский наконец-то смог переправиться по бурному морю на о. Ирабу на рейсовом катере (у Громковской также 'моторная лодка'; у Като, видимо, ошибочно 'сабани с мотором'); перипетии этой драматической истории Невский красочно описал в своих путевых заметках (см. Громковская, Кычанов, 98-100).

Одно и то же название - 'Ирабу' - носили и остров, и 'волость' (Ирабу-сон), и селение (по Невскому, 'слобода'; адза Ирабу) ('адза' - см. ПРИЛОЖЕНИЕ II). Как, со слов биографа, писал Невский, волость Ирабу (Ирабу-сон) объединяла пять 'слобод' (Громковская, Кычанов, 100), т. е. селений (бураку): Ирабу (диал. Ирав), Накати (диал. Накатсы), Кунинака (диал. Фумнака), Савада (диал. Са:да), Нагахама; на самом же деле, в волость входили еще два селения - адза Икэма-дзоэ и адза Маэдзато-дзоэ, составлявшие поселок Сарахама (об административной истории о. Ирабу - см. ПРИЛОЖЕНИЕ II). В культурно-этнографическом отношении остров Ирабу отчетливо делится на два района: 1). пять в. у. селений и 2). поселок Сарахама. Рыбацкий поселок Сарахама основан (в 1720 г.) выходцами с о. Икэма - как и селение Нисихара на главном о. Мияко, - а, поэтому относится к т. н. культуре 'народа Икэма' (Икэма миндзоку), объединяющей о. Икэма, пос. Сарахама и селение Нисихара. Пять аграрных селений из состава волости Ирабу, в свою очередь, делятся на три диалектно-культурные зоны: 1). сел. Ирабу с дочерним селением Накати, 2). сел. Кунинака и 3). сел. Савада с дочерним селением Нагахама. Между материнскими и дочерними селениями нет границы; как это видно на карте, - см. фото 2-3 - вдоль пролива между островами расположены три населенных пункта: Ирабу-Накати, Кунинака и Нагахама-Савада.

По сообщению японских биографов Невского, ученый прибыл на о. Ирабу в порт Тогутихама (Като, 151), который находился у поселка Ирабу (на самом же деле, никаких портовых сооружений не было, суда подходили прямо к берегу и только во время прилива). Сейчас же пассажирское сообщение о. Мияко (г. Хирара) - о. Ирабу осуществляется между портом Хирара и портом Сарахама у одноименного поселка на о. Ирабу (два скоростных судна и два парома выполняют более 30 рейсов в день; весь путь занимает 15-30 мин.), а 'порт' Тогутихама давно не действует и стал просто пляжем. Из Хирара в Сарахама (расстояние между о. Мияко и о. Ирабу ок. 8,4 км) корабль идет кратчайшим путем, - фактически, по прямой, а чтобы попасть в Тогутихама, надо обогнуть остров Ирабу с запада, и путь удлиняется на несколько километров (см. фото 1-2 на http://www.ru-jp.org/baksheev12.htm). Изучение документов того времени и беседы с жителями о. Ирабу позволили прояснить картину: в 1920-е годы между портами Тогутихама и Харимидзу (ныне порт Хирара) совершался 1 рейс в день; то же между портами Сарахама и Харимидзу. Но при этом порт Тогутихама был главным портом о. Ирабу; из него, - когда основная масса населения передвигалась пешком - было гораздо ближе, чем из Сарахама, и до управы волости Ирабу (ок. 2,5 км), и до пяти селений (до самого дальнего селения Савада требовалось примерно 1 час ходьбы). Поселок же Сарахама был относительно изолирован от других селений и в географическом, и в культурном, и в - до конца XIX в. - административном отношении ('История волости Ирабу'; устное сообщение г-на Икэма Фудзио, сотрудника управы района Ирабу. О. Ирабу, 15. 03. 09). Кроме того, как мне объяснил один рыбак, при северном ветре судну трудно войти в порт Сарахама. Г-н Икэма также высказал интересное предположение: К. Синдзато, сопровождавший Невского до управы волости, очевидно, был уроженцем одного пяти селений.

Сам ученый так описывает место своего прибытия (побережье Тогутихама. - Автор): '… видна роскошная песчаная ослепительная отмель - преддверие деревни Ирабу…' (Громковская, Кычанов, 100) (см. фото 2-4; см. также фото 1-3 на http://www.ru-jp.org/baksheev12.htm).). Сюда, как объяснили мне местные жители, катера и лодки подходили, когда море было спокойным, но мы знаем, что в день приезда Невского море штормило. Далее читаем у Невского: '…Наконец вошли в узкий пролив между островами Ирабу, и безлюдным Симодзи. … этот мелкий пролив … скорее ручей, разделяющий два острова…' (см. Громковская, Кычанов, 100). Японский биограф Невского, похоже, здесь более точно излагает путевые записи ученого: во время прилива катер вошел в лагуну (залив), преодолев мель между островком Адан-панари и О. Симодзи. Он публикует снимок 'порта' Тогутихама, сделанный в 1975 г. , когда приезжал на Мияко (см. Като, 153) (я же впервые побывал на Ирабу 27 лет спустя; мой снимок места высадки Невского, публикуемый здесь, сделан в 2008 г. - фото 2-5; см. также более раннее фото N 4 на http://www.ru-jp.org/baksheev1.htm).

В самом деле, в пролив между островами Ирабу и Симодзи, который был в то время практически несудоходным, заходили только во время шторма - причем не через нынешнюю горловину (на фото 2-5 - слева), которая в то время было очень мелкой, а обогнув островок Адан-панари (на снимке - на дальнем плане слева) через пролив между этим островком и О. Симодзи, который был занесен песком после углубления пролива островами Ирабу и Симодзи и строительства бетонных заграждений на побережье Тогутихама.

Сойдя с катера, при входе в селение Ирабу Невский оказался перед одним из главных святилищ острова - Ну:си утаки (см. Громковская, Кычанов, 112-13; Като, 152) (о нем в следующих выпусках).

Пять селений - Ирабу, Накати, Кунинака, Савада и Нагахама - расположены по дороге, которая идет вдоль пролива между островами Ирабу и Симодзи. 'Ведомый провожатым' (Громковская, Кычанов, с. 101) Невский пешком - что могло занять около получаса - добрался по этой дороге до управы волости Ирабу, которая находилась в поселке Кунинака (см. фото 2-6). Что же касается О. Симодзи, то как отметил Невский, 'на острове Симодзи нет человеческого жилья, и в настоящее время там находятся только поля и огороды жителей пяти слобод волости Ирабу' (Громковская, Кычанов, 100) (Сейчас на О. Симодзи расположен учебный аэродром японских авиакомпаний).

Отечественный биограф Невского пишет, что ученый остановился на ночлег в 'одной из деревень, в которой находилось волостное правление' (поселок Кунинака. - Автор) в здании местной начальной школы (см. фото 2-7; сейчас на месте обоих зданий стоят памятные знаки; оказывается, управа и школа находились по соседству). Его 'радушно встретил' школьный служитель; после угощения появились 'представители местной администрации и деревенской интеллигенции', среди них был и 'старшина' (староста) волости Ирабу Кунинака Канто, занимавшийся сбором интересных этнографических фактов (Громковская, Кычанов, 101-2). Японский же биограф Невского, ссылаясь на дневник старосты, пишет, что ученый зашел в здание волостного правления 'около 17:20 … Староста волости уже ушел домой минут двадцать назад … Остались секретарь правления и посыльный …' (Като, 154). Секретарь правления оседлал пару 'гнедых' (так в дневнике старосты, цитируемом Като Кюдзо. - Автор) и они верхом отправились в дом старосты в поселке Савада (несколько километров от волостного правления). Там в присутствии секретаря правления состоялась первая встреча Невского со старостой Кунинака Канто, который стал главным информатором ученого на о. Ирабу. Тогда Невский хотел услышать песни 'аяго' на местном диалекте - обязательно в тот же вечер, поскольку на следующий день он намеревался вернуться на главный остров Мияко. Но уже было 10 часов вечера, и встретиться со знатоками этих песен было невозможно. В конце концов жена старосты спела песню 'аяго' 'Исумми ну ако:ги' (исходя из принятого толкования, можно перевести как 'Баньян на Скалистой вершине'. - см. Като, 156); Невский сделал фонетическую запись, но о ее судьбе пока ничего неизвестно (подробнее об этой песне в следующих выпусках).

На следующий день, 6 августа Невский общался с информаторами в волостном правлении (Фольклор, 80), а также собирал материалы в селении Савада (диал. Са:да) (Фольклор, 36, 45).

Невский 'очень недолго' побывал и в поселке Сарахама (Громковская, Кычанов, с. 111), куда они отправились втроем со старостой и секретарем волостного правления, очевидно, так же верхом почти через весь остров (Като, 157) (от управы расстояние составляло ок. 5 км).

Как пишет сам ученый, 'вследствие своего кратковременного пребывания в Сарахама (всего несколько часов) мне не удалось поговорить с[о знахарками] si:jum`a (сииюмя, 'тот, кто урезонивает') и собрать от них заклинания; что же касается [шаманок] kamkakar`a (камкакаря; яп. камигакари - 'одержимые [духом] божества'. - Автор), то это всюду мне было недоступно. Шаманки ныне запрещены и строго преследуются японской полицией за поддержание и распространение в народе суеверий, поэтому они страшно боятся невиданного никогда оранда (европейца) и упорно отрицают свое ремесло, хотя тайком от полиции продолжают им заниматься по-прежнему' (ПВ, 287). Кстати, передовой староста и этнограф-любитель Кунинака Канто, внедряя просвещение в своей волости, активно боролся с суевериями (Танака Мидзуэ. 'Невский и люди с Ирабу', часть 1. Рюкю симпо 1. 08. 2005). Случайно или нет, но, когда Невский в сопровождении секретаря правления прибыл к дому шаманки камкакаря в Сарахама, оказалось, что старушка, якобы, отправилась практиковать в другое селение (см. Като, 158).

В местной начальной школе поселка Сарахама ученый 'беседовал с жителями на разные темы этнографического и фольклорного характера' (Фольклор, 169), и, видимо, там же записал песню 'Эй, бог урожая!' (см. Фольклор, 47-50). В связи с приливом катер рано отправлялся в Хирара (только при высокой воде катер мог подойти к берегу. - Автор), и Невский не мог дольше оставаться на о. Ирабу (Като, 158). Итак, в тот же день, 6 августа, он вернулся на главный остров Мияко. Несмотря на непродолжительное пребывание на о. Ирабу, Невский собрал там много образцов фольклора (см. о них в следующих выпусках).

ПРИЛОЖЕНИЕ I. 'Географические новости'

Острова Нансэй (Нансэй сёто:) состоят из крупных архипелагов и мелких групп; официально их принято делить на две части: северную и южную. Первая - это острова Сацунан; вторая - острова Рюкю. В острова Сацунан входят группы островов Оосуми, Токара и Амами. Острова Рюкю, в свою очередь, состоят из центрального архипелага Окинава и двух южных - Мияко и Яэяма. Группы островов Оосуми, Токара и Амами административно входят в префектуру Кагосима, охватывающую юг о. Кюсю. Последние три архипелага - Окинава, Мияко и Яэяма - составляют отдельную префектуру Окинава (административный центр - город Наха).

Острова группы Оосуми: Танэ (Танэгасима), Яку, Кутиноэрабу, Магэ.

Архипелаг Токара: Кутиносима, Наканосима, Гадзя (с 1970 г. необитаем), Тайра, Суваносэ, Акусэки, Кодара, Такара, Ёкоатэ (необитаем).

Острова группы Амами: главный остров Амами Оосима, Кикай, Какэрома, Ёро, Укэ, Токуносима, Окиноэрабу, Ёрон.

Острова группы Окинава: главный остров Окинава, Кудака, Кумэ, Ихэя, Идзэна, Агуни, архипелаг Кэрама (Токасики, Дзамами, Ака, Гэрума), о-ва Дайто.

Острова группы Мияко: главный остров Мияко, Ирабу, Симодзи, Курима, Икэма, О:гами, Тарама, Минна.

Острова группы Яэяма: Исигаки, Ириомотэ, Такэтоми, Кохама, Куросима, Арагуску, Хатома, Хатэрума, Ёнагуни, Юбу, о-ва Сэнкаку.

Острова Рюкю иногда отождествляют с островами Нансэй и делят на Северные - Амами (административно входят в префектуру Кагосима), Центральные - Окинава и Южные - Сакисима. Последние, в свою очередь, состоят из двух групп: Мияко и самых южных Яэяма. Сейчас 'Нансэй' - это точный официальный, больше специальный термин, 'Рюкю' имеет культурно-исторические коннотации ('Королевство Рюкю'), для японцев это 'несколько устаревший термин', а 'Окинава' - общеупотребительный термин и часто используется в обыденной речи для обозначения и главного острова Окинава, и группы островов Окинава, и префектуры Окинава, и архипелага Рюкю, и всех Юго-Западных островов (Нансэй). В данных публикациях 'Окинава' используется вместо 'о-ва Нансэй' (Нансэй сёто:) там, где не требуется географическая определенность.

Только в префектуру Окинава входит 161 остров (48 населенных и 113 необитаемых); ее площадь - более 2200 кв. км (общая площадь Японии около 380 тысяч кв. км). По переписи 1983 г. население префектуры составляло более 1,1 млн. человек. Самый большой остров - о. Окинава (53% общей площади), затем следуют о. Ириомотэ и о. Исигаки (архипелаг Яэяма) и о. Мияко. Для примера: окружность о. Исигаки составляет 139,2 км, площадь - 228,64 кв. км, а население - около 46 тысяч человек. Группа островов Мияко: общая площадь 226,3 кв. км, население около 60 тысяч человек.

ПРИЛОЖЕНИЕ II. 'Административные восторги'

1. 'Адза - обособленный поселок внутри города или деревни. В Японии под 'деревней' (яп. '-сон'. - Автор) имеется в виду мелкое административное объединение типа волости, иногда довольно значительное по площади, которое подразделяется на несколько адза (или бураку)' (А. М. Кабанов. ПВ, с. 342, прим. 1).

2. Из административной истории о. Ирабу.

С 1628 г. все острова Мияко были разделены на три административных образования, называвшихся магири, - Хирара, Сунакава (диал. Урука) и Симодзи (иную версию см. Накасонэ Масадзи. Очерк истории Мияко // Сборник докладов 2-го симпозиума Центра по изучению культуры и фольклора Мияко 'История и фольклор'. Окинава, г. Миякодзима, 2008 г. С. 5).

До 1897 г. пять поселений - Ирабу, Накати, Кунинака, Савада и Нагахама, - тогда называвшихся 'деревнями' (мура) и составлявших 'Южный район' о. Ирабу, относились к Симодзи-магири, а еще две деревни - Икэма-мура и Маэдзато-мура, составлявших 'Северный район' о. Ирабу, относились к Хирара-магири. В 1897 г. все семь деревень о. Ирабу были объединены во вновь созданный Ирабу-магири, который в 1908 г. был преобразован в 'волость' Ирабу (Ирабу-сон) (Ирабу-сон си. История волости Ирабу. Мияко, 1988. С. 444-47); тогда же первым волостным старостой стал Кунинака Канто (1873-1929), бывший до того директором местной начальной школы.

В 1908 г. из всех островов Мияко был создан 'уезд' Мияко (Мияко-гун), куда вошли пять 'волостей' (Хирара, Гускубэ, Симодзи, Ирабу и Тарама); вместо магири появились 'волости' (-сон) и 'городки' (-тё:), а прежние 'деревни' (мура) были переименованы в 'адза' (Накасонэ, 6). Для полноты 'административного восторга' добавлю, что старые 'деревни' (мура) и новые 'волости' (-сон) на письме обозначаются одним и тем же иероглифом; все эти в. у. административные хитросплетения требуют от биографов Невского и комментаторов его работ, как минимум, знания географии Мияко, поскольку 'деревня' (мура)='селение' и 'волость' (сон)='административная единица' совсем не одно и то же.

(продолжение следует)

Е.С. Бакшеев, кандидат культурологии (Российский институт культурологии, Университет Рюкю).
Ирабу - Мияко - Исигаки (Окинава)

Постоянный адрес этого материала в сети интернет -
http://ru-jp.org/baksheev13.htm

##### ####### #####
ОКНО В ЯПОНИЮ -
E-mail бюллетень
Общества "Россия-Япония",
# 12, 2009.03.29
http://ru-jp.org
ru-jp@nm.ru
##### ####### #####


 ОКНО В ЯПОНИЮ    НОВОСТИ    О ЯПОНИИ    ОРЯ    ПИШЕМ!