ОКНО В ЯПОНИЮ    НОВОСТИ    СТАТЬИ О ЯПОНИИ    ПИШЕМ!  
 

Окно в Японию: http://ru-jp.org

 

БОНСАЙ - ЖИВАЯ СКУЛЬПТУРА

Непреходящая истина - понять, что все неустойчиво

(Записки от скуки. XIV в.)

Осенних алых кленов листья
Гостям достойным
Захотел я показать.
Я их сорвал и с ними к вам явился
Хотя и льет с небес поток дождя!

(Манъёсю)

Осень. Ноябрь. Пронзительное голубое небо. Знаменитые и менее известные японские сады и парки, горные склоны окрашиваются в алые, пурпурные, золотистые тона. В осеннюю пору клен любим в Японии не меньше, чем сакура во время весеннего цветения. Пройдет неделя-другая. Заморосит дождь. Краски изменятся. Они станут более строгими, спокойными, лаконичными. Багрянец кленовых листьев плотным ковром покроет замшелые влажные камни и дорожки в тех же садах и парках. Очарование осеннего пейзажа вызывает в душе чувство щемящей и сладостной грусти. Не случайно любимые времена года в Японии - весна и осень - как запечатленная мгновенность. Эта кратковременность, порой мимолетность, содержит надежду на вечное обновление, на новую весну, которая непременно придет. Японцы всегда воспринимают мир под углом зрения сменяющих друг друга времен года.

"Непреходящая истина - понять, что все неустойчиво", - говорится в "Записках от скуки". Этим объясняется стремление поймать неуловимое, укрепить неустойчивое. Японец измеряет бытие мгновением, дабы в кратком продлить вечное. Ощущение иллюзорности, непрочности вещей пронизывает японское искусство всех времен и придает ему особую окраску: в непостоянстве, в вечной смене одного другим и заключено очарование. Тайна японского искусства состоит и в том, чтобы вслушиваться в несказанное, любоваться невидимым. Этика японца - жить каждое мгновение, чутко ценить время, красоту и гармонию.

Прежде чем вещь воплотится в предмет искусства, любой мастер, художник накапливает впечатления в своем сердце, делая его восприимчивым к биению других сердец. Высшее назначение искусства - проникновение в подлинную природу вещей, познание их сущности, их души.

Часто приходится слышать вопрос о том, что же такое бонсай? Наука или искусство? С уверенностью можно сказать: "Это искусство, высокое искусство! Искусство неограниченных творческих возможностей".

Бонсай называют живой скульптурой, материализовавшейся живописью, беззвучным стихотворением. Шедевры японских мастеров по лаконизму и изяществу можно сравнить с творениями Басё:

Опала листва.
Весь мир одноцветен.
Лишь ветер гудит.

Незримая весна!
На обороте зеркала
Узор цветущей сливы.

Бонсай - композиция долговременная. В Японии есть экземпляры, возраст которых превышает несколько сотен лет. Не зная видовой принадлежности растения, места его обитания в природе, биологических и экологических особенностей, невозможно вырастить его здоровым. Учесть все эти моменты чрезвычайно важно и необходимо. Но нельзя сбрасывать со счетов и характерную форму кроны, особенности ветвления, место и время закладывания цветочных почек, расположение "спящих почек", степень их пробуждения, реакцию растений на обрезку корневой системы и побегов (учитывая при этом их гибкость или хрупкость), агротехнические требования. Значит, бонсай - это еще и, безусловно, наука.

Как скульптор должен разбираться в материале, с которым он работает, будь то дерево, камень, металл, а живописец - в красках и растворителях, так и создатель бонсай должен знать и понимать растение. И скульптор, и живописец, и мастер бонсай являются художниками и в то же самое время они - ремесленники. Технические приемы при создании бонсай весьма многочисленны и разнообразны. Точно так же, как любители живописи благоговеют перед совершенством мазков Сальвадора Дали, так и любители бонсай наслаждаются созданием миниатюрных деревьев. Они вдохновляются творческим воображением и руководствуются законами композиции, знанием стилей бонсай. И все-таки, что же такое бонсай?

Термин "бонсай" в переводе с японского языка означает "дерево на подносе" ("то, что растет на подносе"), и появился он лишь в 1869 году.

Бонсай - искусство выращивания деревьев, кустарников и трав в контейнерах (плошках) таким образом, чтобы в течение длительного времени они сохраняли свою естественную природную форму и видовые особенности Своим обликом они могут напоминать лесных гигантов с мощными корнями и потрескавшейся от времени корой. Размеры их при этом могут варьировать от 1,5-2 сантиметров до 1-1,5 метров. Но не величина и не возраст поражают и очаровывают при первой встрече с бонсай. Удивительная гармония размера и формы, идеальные пропорции всех частей воспроизводят образ дерева, увиденного в природе Любуясь бонсай, переносишься высоко в горы и на залитые солнцем лесные поляны, замечаешь пробуждение весны и наступление холодов, не пропускаешь ни одного изменения, происходящего в природе, учишься любить и понимать ее.

В литературе о бонсай можно встретить и такие определения: "природа в миниатюре", "имитация природы", "уменьшенная копия природы", "воспроизведение артистизма природы в деревьях". Но ни одно из них не передает полностью суть бонсай. Они означают не более чем "сенсацию в миниатюре".

Бонсай - некая тайна, которую необходимо познать. Ощущение чуда только потому, что за этим можно увидеть гораздо больше. За деревом - лес, за лесом - всю Вселенную.

Бонсай - медитация, благодаря которой упраздняется время и символизируется вечность. Мир воспринимается как космическое единство.

Бонсай - образ дерева, увиденного в природе и запечатленного в сердце и мозгу.

В искусстве бонсай заложен глубокий философский смысл, который не приемлет небрежного либо поверхностного отношения к нему. С японскими мастерами нельзя не согласиться. Овладев, даже виртуозно, техникой бонсай, невозможно получить красивое дерево, не вложив в него душу.

Бонсай как традиционное японское искусство имеет свои философские и эстетические корни. Прежде всего это древняя религия японцев "синто", или "путь богов". Она обожествляет всю окружающую природу. Синтоизм располагал к доверию ко всему, что окружало человека, - не только к тому, что "видел и слышал", но и к тому, что творил своими руками. Согласно древним верованиям японцев, предметы ремесла и искусства, равно как и явления природы, обладали магической силой и потому служили объектом поклонения. Благодаря этой религии поклоняются небу, звездам, горам, камням, деревьям, цветам. Этим объясняется сопричастность человека к жизни Природы.

На Востоке искусство подчинено законам природы. Оно всегда стремилось уловить извечный ритм Вселенной, выявить "постоянное в сменах", непреходящие ценности в бесконечной череде метаморфоз. Неизменный круговорот четырех времен года - одно из основных организующих начал японского искусства.

Проходят века, сменяются династии, перемещаются столицы, разрушаются в пламени пожаров дворцы и храмы. Рождаются новые поколения, появляются новые города и храмы. Но все с тем же постоянством зимы сменяются веснами, расцветают сливы и сакуры, одеваются багрянцем клены в горах, не иссякают реки и не переполняются моря.

Цветы - весной
Кукушка - летом
Осенью - луна.
Чистый и холодный снег -
Зимой.

Догэн (1200-1253)

И во все времена человек, постигая окружающий мир, отдавался Творчеству. Природа всегда была и остается объектом для поклонения, понимания, медитации.

"Через малое увидеть великое" - основной принцип, который более тысячи лет используют мастера бонсай, умело на небольшом пространстве воспроизводя бесконечность Природы. Созерцание природы, умение находить согласие с ней, невозможность достичь полного совершенства иначе как на мгновение, которое тут же тонет в потоке следующих перемен, - вот основной принцип японцев.

Бонсай сравнивают с живым художественным произведением, которое, следуя японским традициям, никогда не бывает завершенным. На Востоке считается, что завершение полнее олицетворяет жизнь, чем завершенность.

Наблюдения за природой, накапливаемые знания сплетались в древней Японии с языческими верованиями и воззрениями. Наряду с главными культами гор и водных стихий, объектами религиозного почитания были многие растения, особенно деревья. Их никогда не срубали. Считалось, что, если срубить столетнее дерево, из него потечет кровь. В их честь устраивали праздники, обитавшим в них духам приносили жертвы. Могучие старые колоссы, растущие в храмах, обвивали рисовой веревкой - симэнава, чтобы защитить их от напастей. До сих пор в Японии в храмовых садах или перед входом в них можно увидеть тысячелетние экземпляры гинкго или криптомерии японской.

Представить традиционный образ мышления японцев невозможно, не учитывая всех его истоков и, конечно же, в первую очередь буддизма, проникшего в Японию в VI веке. Буддизм приобщился к местной традиции и, срастаясь с ней и уподобляясь ей, формировал сознание японцев. Чтобы понять законы японского искусства, надо принимать во внимание идею иллюзорности видимого мира, реальности непознаваемого абсолюта, отношения к бытию как к страданию, а к успокоенному бытию - как к блаженству.

Многие из этих мифов родились в Китае, где с глубокой древности практиковалось выращивание растений в плошках. Со временем сложились три направления, миниатюрные деревья (пеньцзай), миниатюрные пейзажи (пеньцзин) и просто выращивание растений в горшках или вазонах. В Китае термин "пеньцзай" появился на 1000 лет раньше, чем в Японии. Начало "пейзажей в горшках" связывается с именем поэта и художника Ван Вэя (699-759 гг.), вырастившего в желтом фарфоровом сосуде орхидеи. Дабы подчеркнуть их изящество, он живописно расположил вокруг белые камешки.

Зарождение пеньцзай как декоративного искусства связывают с усадебной архитектурой. Внутренние дворики, огражденные зданиями, коридорами, стенами, было принято украшать миниатюрными скалами и деревьями. Китайские пеньцзай, отражающие природный мир Китая и основной характер китайской культуры, тяготеют к пышности, затейливости, порой даже трюкачеству (например, дерево в форме иероглифа "золото").

Бонсай японских мастеров, несмотря на родоначальников из Китая, отличается строгостью, лаконичностью, естественностью. Безусловное влияние на это оказал дзен буддизм, который попал в Японию из Китая в XII веке. Его постулаты предлагают видеть прекрасное во всем, даже в самых незначительных вещах. Дзен подчеркивает ценность каждого отдельного мгновения.

Бонсай - "лепка" живого произведения. Воспроизводя "сцену" из природы, убирают все лишнее, отвлекающее от задуманного образа дерева. При этом влияние мастера должно быть в высшей степени незаметным. Волшебство и сила бонсай заключены в том, чтобы на небольшом пространстве создать наиболее полную иллюзию природных ландшафтов, гармоничность которых отвлечет мысли от суеты будничной жизни, будет способствовать умиротворению духа или настроит на сентиментальный лад.

Тамара Белоусова
Президент клуба "Бонсай"
ru-jp@nm.ru

Впервые опубликовано в журнале "Цветы", # 11, 2002 . Воспроизводится с любезного разрешения автора.

##### ####### #####
ОКНО В ЯПОНИЮ -
E-mail бюллетень
Общества "Россия-Япония",
# 07, 2003.02.16
Россия 125009, Москва,
ул. Воздвиженка, д. 14, корп. 2, офис 99.
тел./факс (095) 291 2609
http://ru-jp.org
ru-jp@nm.ru
##### ####### #####

 

 ОКНО В ЯПОНИЮ    НОВОСТИ    СТАТЬИ О ЯПОНИИ    ПИШЕМ!