|
БОНСАЙ: ВСЕЛЕННАЯ В ДЕРЕВЕ
На Востоке деревьям, травам и цветам поклоняются как живым существам. С ними ведут доверительные беседы, как с близкими друзьями. Их боготворят. Любимым растениям, когда неожиданно обрывается их жизнь, ставят памятники. Так повелось издревле. Раньше просили ветер и дождь не ломать деревья. В древних песнопениях молили о продлении мига цветения.
Деревья на Востоке воспринимаются как существа, стоящие в одном ряду с человеком, и им свойственно испытывать те же чувства. Буддийская идея о том, что все имеет душу и может перевоплотиться во что угодно, к чему она притянется, способствует такому миропониманию.
С деревьями человек связан родственными узами. Все это явления единой сущности, как об этом рассказывает Дзэнтику в пьесе "Басё", или "Банановое дерево":
Чувств лишены и травы, и деревья,
но в них сокрыта истинная сущность,
что недоступна взору.
И в пылинке заключена Вселенная.
Вода себя являет в облике дождя,
росы непрочной, инея и снега.
И точно так же травы и деревья
обличья могут разные принять.
Восток, пронизанный символикой, связанной с растениями, порой хорошо знакомыми, не перестает очаровывать. Считается, что "сосны подобны людям высоких принципов, манеры которых выражают внутреннюю сущность. Они похожи на молодых драконов, свернувшихся в глубоких ущельях", - говорится в китайском трактате "Слово о живописи из Сада с горчичное зерно".
В Японии с древних времен образ вековой вечнозеленой сосны является символом неизменности, постоянства, мужества, стойкости духа, а также неувядания, долголетия и вечной юности. Она не только объект созерцания, но и объект вдохновения. Это нашло отражение в японской литературе, поэзии, живописи и других видах искусства.
Осенняя луна
Сосну рисует тушью
На синих небесах.
Рансэцу
Все в лунном серебре...
О, если бы вновь родиться
Сосною на горе!
Рёта
Согласно одному из глубочайших философских направлений буддизма - дзэн - бонсай всегда остается незавершенным произволением, которое терпеливо ожидает прикосновения рук и движения души новою мастера.
Различные виды сосен - самые любимые деревья в коллекциях японских мастеров бонсай. У сосны японской красной красивая красновато-бурая кора и нежная синевато-зеленая хвоя, за которую японцы назвали ее "женской сосной". Сосна японская черная, сосна Тунберга, имеет глубоко бороздчатую кору, которая с возрастом грубеет и становится чрезвычайно выразительной. Известна она и как "парчовая сосна". У сосны мелкоцветной, или белой японской сосны, небольшие хвоинки серебристо-голубого цвета и плотная крона. Ее называют "лучами восходящего солнца Ямато".
Криптомерия, гинкго, различные виды тисса, можжевельника, кипарисовика и кипариса, туи, лиственницы, ели аянской и Глена с короткой хвоей (6-13 мм) и плотными конусовидными кронами - традиционные виды хвойных в культуре бонсай. Возраст некоторых экземпляров в коллекциях японского императора, а также мастеров бонсай превышает 500-700 лет. Многие из этих деревьев отнесены к национальным сокровищам Японии. Смотреть на эти шедевры, которые передавались из поколения в поколение, без восхищения невозможно. Они обладают невероятной притягательной, порой магической силой.
Однако сразу нужно отметить, что многие хвойные и особенно сосны - апогей в искусстве бонсай. Они требуют высокой концентрации духа, значительного эмоционального настроя, знания биологических особенностей роста и развития. Хвойные деревья, по мнению специалистов, - "то, к чему необходимо стремиться, шаг за шагом постигая это искусство". Лишь накопленный жизненный опыт, а также практика работы с другими растениями приведут к желаемому результату. Любитель бонсай должен обладать значительным терпением, чтобы увидеть плоды своего труда. "Время идет, а дерево растет", каждодневно радуя своего создателя.
Японские мастера советуют
По мнению японских мастеров, начинать следует с красивоцветущих вечнозеленых или листопадных растений. Среди них можно выделить традиционные для Японии "счастливые", культовые деревья, несущие в себе определенную символику, не менее значимые и почитаемые, чем сосны.
Японская слива умэ цветет зимой, когда на Фудзи-сан лежит снег. Ее цветы распускаются под Новый год, знаменуя собой приход весны и начало обновления мира природы. Цветение сливы воспринимается японцами как примета времени. С ее цветением начинается год по лунному, природному, календарю. Это самое первое весеннее растение японских поэтических антологий и вместе с тем одно из последних по сезону, ибо стихи, воспевающие стойкость сливы, помещаются и в зимние свитки.
...Я не могу найти цветов расцветшей сливы,
Что другу я хотела показать:
Здесь выпал снег,
И я узнать не в силах,
Где сливы цвет, где снега белизна?
Ямабэ Акахито
В качестве зимнего растения, накапливающего жизненные соки даже в лютые морозы, слива, как и сосна, входит в группу "трех друзей холодной зимы". Цветение сливы бросает вызов зимней стуже и снежному покрову, сквозь который неистребимо при первом дыхании весны пробьются ее цветки, источающие нежный аромат. На японских островах насчитывается несколько сотен ее разновидностей. Окраска цветков может быть красной, ярко-розовой, белой, дымчато-зеленой. Самой ценной считается слива с белыми лепестками и фиолетовыми тычинками. Являясь олицетворением благородства и торжества животворных сил, она не менее значима для жителей Страны восходящего солнца.
Лишь первый свой цветок
Весной раскроет слива, -
Ей в мире равных нет!
Образ этого дерева занимает одно из самых значительных мест в японской культуре и искусстве бонсай. Старые экземпляры сливы с кряжистым стволом, узловатыми ветками и потрескавшейся сероватой корой, с недолговечными тончайшими лепестками цветков заключают в себе всеобщий смысл: цветы распускаются в предназначенное для того время и осыпаются в свой, отведенный для этого срок.
Пусть говорят, что травы и деревья
Ни сердца не имеют, ни души.
Но не пропустят времени цветенья,
Плоды приносят в свой урочный срок.
Всегда на ветках, обращенных к югу,
Торопится раскрыться ранний цвет
Навстречу солнечным лучам.
Японская классическая драма XIV-XV вв.
Слива, так же как сакура и некоторые сорта персика, не приносит плодов - ее называют "деревом-цветком". Европейцы, познакомившиеся с Японией, говорят о том, что "деревья в этой стране не дают плодов, а цветы не пахнут". В большинстве случаев это так, поэтому в японском языке нет выражения "нюхать цветы". На них смотрят, ими восторгаются.
Сакура, глициния, жасмин, форзиция, различные виды рододендронов, хеномелес, камелия, магнолия, гардения, лагерстремия, софора, цитрусовые - красивоцветущие растения, которые используют японские мастера. Осенняя окраска листьев, а также графичность побегов в зимнее время года таких листопадных деревьев, как клен, дзельква, бук, стюартия, дуб, сумах, делает их еще более лаконичными, выразительными и невероятно притягательными.
Большое видовое разнообразие составляют и плодовые деревья, выращиваемые в бонсай. Среди них мелкоплодные яблони, груша, японская хурма, айва, кинканы и каламондины, лох, гранат, кадзура, бересклеты, кизил. Бонсай из падуба или пираканты с множеством мелких ярко-красных плодов можно увидеть в нишах токонома в новогодние праздники. Эти деревья - символ радости, богатства и счастья в доме.
Традиционные для Японии виды растений никоим образом не могут служить ограничением при выборе дерева. Любое растение, образ которого наиболее близок и интересен для любителя бонсай, можно использовать при работе с ним. Отдавать предпочтение следует деревьям с мелкими листьями, цветками и плодами. В бонсай они выглядят пропорциональнее и гармоничнее. Именно у них легче добиться красивого "хасё".
Что такое "хасё"
"Хасё" - это красота листьев, их размеры, окраска, расположение в кроне. Листва должна быть мелкой, плотной, с насыщенной окраской.
Уменьшения размеров листьев - "второй весны" - можно добиться частичным (на 1/3-1/2) либо полным удалением листовой пластинки с начала июня до начала августа. Листья удаляют со всего дерева. На побегах должны остаться только черешки. Этот метод можно использовать на здоровых растениях не более одного раза за сезон. Он подходит и для большинства листопадных и вечнозеленых деревьев с крупными листьями. Не используется, однако, для цветущих, плодовых и хвойных.
Бонсай в Японии принято в течение года содержать на открытом воздухе. Лишь в праздничные дни, к приходу гостей или во время цветения деревья вносят в дом. В течение нескольких дней они находятся на самом почетном месте - в токонома, где ими любуются.
Обычно в парадную нишу токонома ставят композицию: вывешивают свиток с каллиграфией (стихи, изречения), руководствуясь происходящим событием, под ним размещают "главный" бонсай, например, хвойное дерево на специальном столике, рядом - "вспомогательный" бонсай, которым может быть красивоцветущее или плодоносящее дерево, характерное для данного времени года. Такие комбинации необычайно эффектны. "Вспомогательный" бонсай ставят на плоскую подставку "дзиита" либо cплетенную из бамбука "суноко". "Сёку", столик под основной бонсай, и "дзиита" изготавливают из древесины сандалового, эбенового деревьев, айвы китайской. Тщательно подбирая "вспомогательное" растение, стараются подчеркнуть роль "главного".
В качестве "вспомогательного" бонсай нельзя использовать виды, родственные "главному" дереву. Обычно центр "главного" бонсай бывает смещен вправо или влево. "Вспомогательный" бонсай ставят с той стороны, куда тянется "главное" дерево. Непременное условие - использование бонсай из травянистых растений, которые соответствуют времени года.
В других странах любители бонсай широко используют растения местной природной флоры. Самыми сложными регионами для культуры бонсай являются те, где зимы достаточно холодные и суровые. Это резко ограничивает выбор деревьев для бонсай.
Хвойные и листопадные деревья умеренной полосы требуют при их содержании в осенне-зимнее время периода покоя. Он связан с понижением температуры до +3...+5 °С в течение 2-3 месяцев, достаточным количеством света и умеренным поливом. Зимние сады, застекленные лоджии и балконы, холодные террасы - лучшие места для их зимовки.
Невозможность создания таких условий вынуждает ограничиться теплолюбивыми растениями, которые можно выращивать в комнатных условиях в течение года с достаточно ровными температурами и влажностью воздуха. Тропические и субтропические растения - муррайя, сагереция, серисса, мелколистные фикусы, мирзина, мирт, фуксия, бирючина - прекрасный материал для работы. Многие из них неприхотливы. Они быстро растут и имеют пластичные побеги. Через два-три года работы с ними можно будет увидеть в доме миниатюрное дерево.
Листопадные растения лучше приобретать осенью, после того как дерево сбросит листья, а также зимой, когда можно рассмотреть силуэт дерева, увидеть его достоинства и недостатки. Следует обратить внимание на соотношение верхней и нижней частей дерева, их пропорциональность, наличие или отсутствие мха у основания дерева. Его отсутствие говорит о том, что растение было недавно пересажено и может иметь слабые корни. Остальные деревья лучше выбирать весной - принимаются во внимание хорошее состояние и выразительность корней, расположенных на поверхности земли, изгибы ствола и ветвей.
Это самый ответственный момент. Внутренний настрой, знание биологических особенностей выбранного растения, условия содержания (особенно в осенне-зимний период) должны соответствовать необходимым требованиям.
Главное - общее состояние дерева, отсутствие физиологических заболеваний и вредителей. Необходимо знать название растения, чтобы правильно ухаживать за ним.
Дерево в горшке
Можно попробовать самостоятельно вырастить бонсай из семян или черенков. Выращивание из семян - это один из самых длительных способов создания бонсай, зато при этом растения получаются более здоровыми и лучше адаптируются.
В последнее время отмечается повышенный интерес к мини-бонсай. Он обладает рядом преимуществ: растения занимают небольшое пространство в доме, формирование композиции требует гораздо меньше времени. Высота таких деревьев от 1,5-2 см до 10-15 см. Работу с ними начинают через 2-3 года. Однако бонсай в маленьких контейнерах требуют более пристального внимания при поливе, так как почва в них пересыхает гораздо быстрее.
По высоте бонсай может варьировать от крошечных миниатюр до форм более крупных размеров - 1,0-1,5 метра. Наиболее распространенным является бонсай высотой до 50-70 см. Материал для таких экземпляров в Японии находят в природе. Они являются наиболее ценными приобретениями в коллекциях. На адаптацию и формирование дерева уходит до 10 лет.
Контейнеры для бонсай
Бонсай в переводе с японского языка означает "дерево в горшке". Посуда, в которой выращивается растение, является одним из существенных элементов бонсай. Как бы ни было красиво и естественно дерево, неподходящий контейнер может привести к разбалансированности общего вида композиции, ее дисгармонии. При большом разнообразии контейнеров можно выделить две группы: глазурованные и неглазурованные. С функциональной точки зрения неглазурованные горшки предпочтительнее: они лучше пропускают воду и воздух.
Контейнеры разнообразны и по форме - есть прямоугольные, многоугольные, квадратные, круглые, овальные, фигурные. Цвет контейнера подбирается согласно окраске листьев, цветков и плодов. Пастельные тона лучше подойдут для деревьев, цветущих весной, более темные - для тех, которые имеют красивую осеннюю окраску. Ярко окрашенные контейнеры хорошо сочетаются с красивоцветущими и плодовыми растениями, а также с деревьями в стиле лесного ландшафта. Тон контейнера не должен быть близок по окраске цветкам, плодам, листьям или стволу дерева. Предпочтительнее контрастные тона. Среди любителей бонсай много коллекционеров, которые собирают такую посуду. Ее разнообразие и красочность никого не оставляют равнодушными.
Особенно это характерно для миниатюрных контейнеров для мини-бонсай и бонсай из трав. Из-за плохих вентиляционных свойств глазурованные горшки, особенно фарфоровые, не рекомендуется использовать годами. Простота неглазурованного прямоугольного контейнера темно-коричневого или серого цвета больше подходит хвойным деревьям. Контейнеры с цветочным рисунком или техническим дизайном не рекомендуются, если они отвлекают внимание от дерева. Контейнер служит в течение 2-3 лет. И любители бонсай стараются приобрести несколько горшков разных размеров. Плошки должны входить друг в друга.
Высокие со вкусом изготовленные китайские горшки в разное время привозились в Японию. Они хорошо гармонируют со старыми деревьями и высоко ценятся в мире бонсай. По времени их ввоза в Японию они подразделяются на три группы: "древние" - возраст горшка свыше 200 лет; накаватари - свыше 100 лет; "новые" - период с 1912 года. Среди японских тоже есть много старых, сделанных замечательными мастерами изделий. Главное же в выборе - это соответствие растения контейнеру.
Требования к пропорциям контейнера - таковы.
Длина - немного больше, чем 2/3 высоты дерева и немного больше, чем 2/3 ширины дерева, если высота дерева меньше, чем его ширина. В многоствольном стиле длина контейнера составляет около 2/3 высоты самого высокого дерева.
Ширина - чуть меньше самых длинных ветвей дерева с двух сторон.
Глубина должна соответствовать размеру ствола и быть равной диаметру в его основании (исключение - каскадный стиль - более глубокие, лесной стиль - самые мелкие, 1,5-2 см).
Крона дерева не должна касаться одной из сторон контейнера.
Дерево не высаживается в центр контейнера. Оно должно быть слегка смещено вправо или влево.
Особенности ухода
Бонсай - одна из наиболее выразительных форм искусства. Она объединяет артистические способности и точные знания практического садоводства. Для создания красивого естественного бонсай необходимо понимать и чувствовать равновесие и пропорцию.
Для начинающих предпочтительнее небольшие экземпляры. Работу с деревом проводят снизу вверх (корни, ствол, нижние ветви и т. д.).
Особого внимания заслуживает расположение корней. Основные корни должны радиально отходить от ствола, располагаться равномерно во всех направлениях, простираясь в верхнем горизонте, образуя красивое оптическое начало дерева. Оно должно быть мощным и уравновешенным. Корневая система должна представлять собой густую сеть корневых волосков с хорошей всасывающей способностью.
Ствол должен постепенно сужаться к верхушке дерева, образуя красивый силуэт. Он формируется в первую очередь, при необходимости на него накладывается проволока.
Первая (нижняя правая или левая) ветвь должна быть мощнее и длиннее остальных ветвей, хорошо разветвлена и иметь наиболее интересную фактуру. Она никогда не должна смотреть прямо на зрителя или быть обращенной назад, поэтому располагается между 1/3 или 1/2 высоты дерева от основания ствола. Первая ветвь - "символ" дерева. Ее положение открывает нам вход в бонсай. От нее будут зависеть все остальные.
За первой вверх следует ветвь, уходящая вглубь, но не строго назад, а слегка отклоняясь вправо или влево. Она придает бонсай пространственную глубину.
Вторая ветвь направляется в сторону, противоположную первой, и располагается примерно на высоте 1/3. Она немного короче первой. Третья ветвь направлена противоположно второй ветке. Между второй и третьей - фронтальная ветвь. При этом она не должна быть направлена строго на наблюдателя. Лучше отклонить ее немного в сторону, направо или налево, соотносясь с положением нижних веток, затем немного вперед. Ветви должны отходить от ствола плавно, как бы слегка прогибаясь под тяжестью собственного веса, а дальше - слегка поднимаясь. Они не должны быть жесткими, прямыми, неестественными. Во всем должно ощущаться движение легких спокойных волн. Тот угол (волна), на который была согнута нижняя ветвь, должен сохраняться у всех последующих ветвей.
Общая ширина дерева от самой длинной ветви по правой стороне до самой длинной ветви по левой должна составлять половину или чуть меньше от высоты всего дерева. Идеальная пропорция между размером ствола и высотой дерева - один к шести.
Бонсай может быть сформирован и из пяти основных веток. Основная задача при этом - произвести впечатление естественного, гармоничного образа дерева, увиденного в природе. Созданию такого ощущения способствует постепенное уменьшение толщины и длины ветвей (принцип треугольника) от основания к вершине, которая должна быть четко определена. Вершина должна быть у каждого дерева. Даже если по каким-то причинам она была удалена (уменьшение высоты дерева), передняя ветвь (не боковая или задняя) должна быть поднята с помощью проволоки, и из нее формируется новая вершина. По мере продвижения вверх расстояние между ветвями также уменьшается. Идея треугольника должна присутствовать не только в общем силуэте дерева, но и в каждой отдельной его части.
Бонсай должен быть красивым со всех сторон, но необходимо определить переднюю (фронтальную), наиболее интересную часть. Она должна быть немного уже задней стороны дерева. При формировании необходимо приспособить структуру большого дерева к маленькому масштабу, формы - к закономерностям естественного роста (к тому, каким образом должны располагаться ветви, чтобы листья получали наибольшее количество света, как изменятся пропорции с возрастом и как растения будут вести себя в различных условиях).
Согласно принципам дзэн, "дерево есть само дерево плюс пустота, которая его окружает". В этом утверждении речь идет о гармонии целого, гармонии частей, пустых и заполненных пространств, гармонии масс, просветов, глубин и объемов. Расстояния между ветвями чрезвычайно важны. Они не должны быть равными. По мере приближения к вершине они уменьшаются. Это придает бонсай легкость, объемность, структурность.
Творческое воображение и законы композиции способствуют созданию красивых деревьев. Это не застывшие правила, а скорее указание пределов, которые можно использовать в зависимости от поставленной цели. Форма каждого дерева в природе индивидуальна. Именно ее и надо воспроизвести в бонсай.
Стили бонсай
Предложенные японскими мастерами классические стили бонсай - лишь азбука, благодаря которой мастер создает художественное произведение. Во всех стилях прослеживается силуэт треугольника. Это и неудивительно - дерево, по восточным учениям, связывает землю с небом, демонстрируя постоянное триединство. Различают следующие основные стили.
Стиль Тёккан - Chokkan
Классический фундаментальный стиль одинокого прямостоячего дерева. Абсолютно прямой ствол устремлен в небо. Прекрасно сформированные мощные корни равномерно распределены по поверхности почвы. Дерево в этом стиле символизирует устойчивость, надежность. Наиболее подходит для хвойных деревьев.
Стиль Сякан - Shakan
Стиль со слегка наклоненным в любую сторону стволом. Этот стиль - символ изменчивости. Ветви и корни у него, как правило, направлены в одну сторону.
Стиль Кэнгай - Kengai
Регулярный каскадный стиль предусматривает наклон ствола приблизительно на 45 градусов ниже положения поверхности почвы. Верхушка дерева, наклоненная вправо или влево и возвращающаяся к основанию ствола, придает ему зрительное равновесие. В некоторых случаях верхушка может и не возвращаться к основанию ствола. Тогда ее создают из ветви, наиболее близкой к основанию ствола и формируют более короткой, чем ниспадающая каскадная часть. Дерево высаживается в середине глубокого контейнера или немного сзади. Ствол не должен его касаться. Центр горшка, вершина и наклоненная часть каскада в строго формальном стиле формируют прямую линию. Стиль символизирует дерево, растущее на скале. Сосна, можжевельник, кизильник, рододендрон, слива, вишня, ива, плющ наиболее подходят для этого стиля. Для них эта форма роста характерна в природных условиях.
Стиль Моёги - Moyogi
Неформальный вертикальный стиль. Наиболее популярная форма для всех бонсай, особенно для сосны, можжевельника и других хвойных, а также для граната, дуба, клена, сливы и яблони. Дерево имеет слегка изогнутый ствол, причем изгиб в нижней части дерева более глубокий. По мере приближения к вершине эти "волны" становятся более мягкими и менее заметными. Вершина должна быть точно расположена над его основанием. Зрительное равновесие достигается широким и мощным основанием ствола. Ветви располагаются в разных направлениях, образуя красивую густую крону.
Стиль Хокидати, "Метлы" - Hokidachi
Легко формирующийся стиль, основным требованием которого является абсолютно правильный ровный ствол. Нижняя часть его должна быть без ветвей. Ветви с массой веточек второго и следующих порядков образуют густую крону, которая по форме напоминает перевернутый веер. Крона в середине дерева в два раза шире, чем внизу. При формировании этого стиля ветки собираются в пучок и обрезаются наверху. Крона симметричная и правильная. В контейнере дерево размещают ближе к одному из краев контейнера. Для этого стиля используют листопадные и красивоцветущие растения.
Стиль Фукинагаси, "Наклоненные ветром" - Fukinagashi
Стиль, который называют еще "дерево в бурю". Он воспроизводит дерево или группу деревьев, произрастающих на морском побережье. Все стволы и ветви под воображаемым ветром направлены в одну сторону, согнуты под влиянием ветра. Этот стиль интересен для изучения положения ветвей.
Имеются два типа "наклоненных ветром": один показывает противостояние дерева дующим ветрам, другой - результат многих лет противостояния дерева и ветра. Ствол в этом случае никогда не бывает горизонтальным. В типичном случае контур всех ветвей как бы заключен в треугольник и все ветви направлены в одну сторону.
Стиль Исидзуки, "Растущие на скале" - Ishizuki
Стиль, в котором дерево посажено на камень и сочетается с ним. Это один из самых сложных, длительных и эффектных стилей. Камень, имитирующий скалу, должен быть с грубой поверхностью, трещинами, вкраплениями, визуально интересным рельефом. Камень должен иметь шесть сторон: верх, низ, перед, заднюю сторону, левую и правую части. Квадратные, круглые, треугольные, плоские камни не рекомендуются. Естественные или специально подготовленные с помощью стамески и сверла углубления заполняются землей, и в них высаживаются растения. Деревья в течение нескольких лет подготавливаются, в основном это относится к корням (они должны быть длинными и выразительными).
Деревья для этого стиля выращивают в узких длинных горшках либо в цилиндрах из бамбука. Можно изготовить глубокий узкий ящик с поперечными перегородками, закрепленными сбоку. По мере роста корней дощечки убирают одну за другой. Поскольку верхняя дощечка удалена, грунт с корней смывается, они остаются на поверхности, и это способствует их старению и росту в длину. Через два-три года дерево пересаживают на подготовленный камень. Комбинированное расположение растений должно быть выполнено исходя из логики произрастания в природе. Если вместе используются хвойные, лиственные деревья и другие растения, хвойные должны быть помещены в верхнюю часть камня, а лиственные - ниже. Азалии, папоротники, злаки, которые возможны в данных композициях, располагаются в основании камня.
Всегда должно рассматриваться соотношение между камнем и деревом. В большинстве случаев дерево должно быть меньше, чем камень. Гармония между камнем и деревом должна быть тщательно выверена. Стиль дерева и форма камня должны артистически сочетаться в природной естественности.
Стиль Бундзинги, "Литературный" - Bunjingi
Западный мир знает это культурное движение как Южную школу китайского ландшафтного проектирования, называемую "нанга". Отличительной особенностью этого стиля является довольно высокий, немного наклоненный ствол, не имеющий веток в нижней и средней частях дерева. Крона сосредоточена лишь на вершине дерева, правильная по форме, более разветвленная в ширину, чем в длину. Деревья этого стиля очень изящны, крона легка и воздушна. Этот стиль допускает двойной ствол, причем обе части дерева почти равнозначны.
Стиль Йосэ-уэ, "Лесной стиль" - Iose-ue
Очень эффектный природный стиль, состоящий из нечетного числа многочисленных деревьев. При создании "леса на ладони" используют растения одного вида: различные хвойные либо листопадные деревья. Предпочтение отдают выносливым растениям с мелкими листьями: криптомерии, можжевельникам, кипарисовикам, кленам, дзелькве, букам и многим другим растениям. При размещении их в плоском контейнере на переднем плане - более высокие деревья, в середине - среднего размера, а сзади высаживаются маленькие с более густой кроной, которые создадут наилучшую перспективу. Используется нечетное количество деревьев. Один "блок" леса полностью смещен к дальнему углу. Два "блока" располагаются таким образом, чтобы деревья с обеих сторон создавали движение, "передвигая" внимание зрителя по кругу. Вершина каждого дерева должна быть видимой, и вместе с тем они должны формировать треугольник. Размер каждого дерева должен быть различен, однако нет предела количеству деревьев. Можно варьировать не только высоту деревьев, но и толщину стволов. Необходимо избегать симметрии. Перспектива, разнообразие растений и ритма - очень важные факторы при создании "лесного стиля".
Японцы все доводят до совершенства. Они ни в чем не выносят дилетантизма, каждый занимается лишь своим делом как профессионал. Обманчивое представление о легкости и общедоступности искусства бонсай, к сожалению, нередко приводит к тому, что за пределами Японии они становятся псевдоискусством.
Бонсай в Японии - искусство, которое остается предметом серьезного познания, длительного и трудоемкого обучения, освоения священного ритуального действа, поскольку для многих бонсай - не только необходимая дань национальной культурной традиции, но и совершенная модель мироздания. "Малая вселенная" бонсай предстает перед нами как микромир, соотнесенный с макроструктурой всей японской культуры.
Тамара Белоусова
Президент клуба "Бонсай"
ru-jp@nm.ru
Впервые опубликовано в журнале "Цветы", # 12, 2002 . Воспроизводится с любезного разрешения автора.
##### ####### #####
ОКНО В ЯПОНИЮ -
E-mail бюллетень
Общества "Россия-Япония",
# 17, 2003.05.02
http://ru-jp.org
ru-jp@nm.ru
##### ####### #####
|
|