|
ЯПОНСКИЕ САДЫ ГЛАЗАМИ ЖУРНАЛИСТКИ
Знаменитый сад камней монастыря Рёандзи в Киото. Японские сады не приносят материальных плодов. Их назначение в другом - пробудить работу мысли.
Божественная пустота
Известно, что в дзэнских монастырях есть комнаты для созерцания. Они пусты. По легенде, основатель секты Дарума, чтобы отрешиться и от мира, и от себя самого, долгие годы сидел в такой комнате лицом к стене. Созерцание пустого пространства - один из методов постижения Абсолюта. Таковы и классические японские сады -камней, мхов, воды, молодой сосны... Они напоминают те же комнаты и созданы не для любования. Понятие бессмертной пустоты с трудом постигается европейским сознанием и попытки создания настоящих японских садов удаются редко.
Мнение
Говорят, что только 8% японцев имеют загранпаспорта, а, стало быть, и ездят по миру, видимо, одни и те же. Прочим, остающимся на родных островах японцам, похоже, абсолютно неинтересно, что там происходит в другом мире, особенно в этой суетливой Европе. Они ужасно консервативны. Японцы же путешествующие относятся к "восточному буму" снисходительно, это их развлекает. А специалисты-дизайнеры, то есть носители культуры, не только не протестуют против высадки в Подмосковье или в Гренландии, например, бамбуковых рощ, но даже всячески помогают отчаянным европейцам в этом нелегком деле.
Но взаимопроникновение культур необходимо. Похоже, с искусством икебаны у нас дела обстоят уже хорошо. А вот с японскими садами плохо. Тут совсем сложно. Ни за какие деньги не получается создать сад по принципу "Я, Вань, такую же хочу". Для этого, наверное, нужно быть не только буддистом, но и японцем. И прожить всю историю страны вместе с ее народом. А иначе получается или лубок на японский лад, или альпийская горка. При этом справа - барбекю, слева - теннисный корт. Японский сад создается не для того, чтобы "красиво", а чтобы "правильно". А если правильно, то и красиво, но только для того, кто понимает, зачем он это сотворил.
Зачем японцу сад
Обожествление мира и всего существующего в нем, вплоть до отдельных камней, случилось еще в древней, добуддийской Японии. Традиционная японская религия - синтоизм (син - боги, то - путь). Притягательность синтоизма в том, что божества не отдалены от мира, они все здесь (в камне, песке, дереве), рядом, отчего общение с ними упрощается, но не становится от этого менее эффективным.
Вторая религия в Японии - это возникший в 5 веке до н.э. в Индии, но не задержавшийся там буддизм. Смысл жизни правоверного буддиста в стремлении к нирване. И чтобы выбросить себя из печальной жизненной юдоли существует множество способов. Для проповедующего дзэн - посидеть в саду камней, подумать и дождаться просветления (сатори - высший момент откровения).
Недаром символический сад карэ сансуй (сухой пейзаж), где горы и озера обозначаются строгой до аскетизма композицией из камней и песка появился в 12-13 вв. вместе с дзэнским плоским садом, тоже небольшим по площади и иногда окруженным стеной. Создавались они в буддийских монастырях, и не для красоты, а по необходимости. Это время разгара междоусобиц в Японии, когда жизнь человека ничего не стоила, и спасение можно было найти только в особенной философии.
Сад для японца - свободная от всего священная территория, где обитает божество, требующее не пышности и поклонения, а всего лишь работы души и мысли. Ведь камни - только инструмент. После долгого и молчаливого созерцания камней должно заработать сознание. А дальше возникают картины, у каждого свои. То, что мы видим, зависит только от нас. Кто-то видит просто камни, ну и пусть. Сверхзадача существует: расширить сознание, выбить его из привычной колеи и направить туда, где открываются новые истины.
Многие сады камней продолжают оставаться в монастырях. Авторы и владельцы их монахи. Здесь недопустима суета, как немыслима она, например, в саду "Океан Пустоты", где живая изгородь обрамляет прямоугольное пространство с двумя горками гальки посередине. И все. Потом это назвали минимализмом.
Как правильно
Наверное, правильнее всего - так, как в саду перед входом в старый императорский дворец в Киото. Церемониальный двор - площадка 25х25 м, засыпанная гравием, по которому не ходят. С двух сторон от входа посажены два дерева - правый мандарин и левая сакура, инь и ян. Веранда дворца имеет длину около 20 м с расстоянием между столбиками около 3 м. Построение не случайно - считается, что это именно те размеры, которые создают иллюзию бесконечности.
Сад камней тоже созерцают с веранды. Именно с этой точки видно все богатство простейших фактур: шершавые камни, едва заметные цветовые оттенки мха, плавность беловатой гальки.
Впрочем, пустота постепенно заполнялась. Самими японцами и на протяжении долгих веков. И если уж заполнять священную пустоту берутся европейцы, то они обязаны делать это исключительно по существующим канонам. Чего, увы, почти никогда не происходит. И в этом признаются и теоретики, и практики, и в России, и в продвинутой Европе.
Саду быть!
Сотворение сада - тонкое искусство, которое в Японии сравнивают с живописью и поэзией. Любой сад начинается с выбора "главного героя" (камни, мхи, вода, сосны). Но два компонента непременны и невозможны один без другого. Это инь-ян сада, его отрицательное и положительное, его "кровь" и "скелет" - вода и камни.
Вода может быть настоящей, или в образе песка или гальки. Камни настоящие всегда. Овладеть искусством их расстановки - вот в чем главный секрет. Камни подбирают по форме, цвету, фактуре и по соответствию общему характеру сада. Только по форме их делят на пять разновидностей: статуя, низкая вертикаль, плоский, лежачий и изогнутый. Композицию определяет главный камень, образующий с двумя меньшими по размеру триаду (триада божеств в буддийском храме). В каждом камне художник стремится увидеть "позу" и "лицо". Ведь "камни убегают и догоняют, опираются и поддерживают, смотрят вверх и вниз, лежат и стоят" (книга "Сэндзай Хисё"). Они не должны быть совсем изрытыми или абсолютно гладкими. Они естественно шершавы, матово искрятся серебром. Их нельзя просто разложить или насыпать горкой (частая ошибка!), они должны вжиться в пространство, врасти в гальку, песок или мох самым натуральным образом (а это требует времени, и не верьте дизайнеру, который обещает вам сад камней за две недели), они должны обрести образ и наполниться духом.
Точно выверенное соотношение камней определяет остальное пространство сада, занятое другими объектами: водоемы, деревья, фасад дома, общий фон (естественная природа за пределами сада). Все вместе - единое целое, обычно в форме разностороннего треугольника: самая длинная сторона прилегает к фасаду дома, самая короткая находится слева, средняя справа (по закону движения, всегда соблюдаемому в садовом искусстве).
В садах с настоящей водой всегда есть водопад, любимая деталь японского сада и невероятно сложная в построении. В водоеме обязательно должны быть острова (скальные, лесные, горные, с молодыми соснами на песке), соединенные мостиками с берегом и друг с другом. Один из островов называется "райский" и ни с другими, ни с берегом не соединяется. Здесь живут бессмертные. Острова наполнены и множеством других символов и смыслов, доступных только посвященным. Говорят, что общение нашего человека с таким садом не даст и сотой доли того, что дает знающему, то есть - японцу.
Растения выбирают очень осторожно. В садах мало цветов, чаще их вовсе нет. Царят вечнозеленые хвойники, прежде всего, сосна (символ долголетия) и кустарники. И даже здесь масса нюансов: сезонные изменения окраски листьев, форма голых ветвей зимой и т.д. Ведь сад должен быть красив круглый год. Важно и соотношение цветов. Здесь белый не совсем белый, а бурый не совсем бурый, а именно такой, который сочетается с не совсем белым, и с разными оттенками зеленого - темные на заднем плане, светлые - на переднем.
Японский сад строится по принципу неопределенности и относительности. С одной стороны, иррационализм дзэн дает художнику большую творческую свободу, с другой - целый ряд условий. Главные из них ритмическое построение композиции и асимметрия: ни одна из воображаемых линий, соединяющих два предмета, не должна быть такой же длины, как другая; две воображаемые линии не должны быть параллельны; два предмета не должны быть одного размера.
Малейшая небрежность, случайная деталь, невыразительный ракурс непозволительны. Простота компонентов заставляет сосредоточиться на главном - на переживании пространства. Обычный глаз оценит лишь красоту построения этого пространства. Посвященный, созерцая, постигает внутреннее через внешнее, то есть самого себя.
В конце 16 века появился третий тип японского сада - чайный сад - пространство перед входом в чайный павильон, имеющее особое значение. Дзэнский философский сад для созерцания связан с понятием места. В чайном саду есть еще один герой - время. Модель времени воплощена в дорожке (родзи), продвигаясь по которой, человек постигает смысл Времени и Пути. Но это уже совсем другая история.
Рита Чернова
##### ####### #####
ОКНО В ЯПОНИЮ -
E-mail бюллетень
Общества "Россия-Япония",
# 39, 2001.09.09
http://russia-japan.nm.ru
ru-jp@nm.ru
##### ####### #####
|
|