|
НИСИДЗИН – ‘СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ’ ЯПОНСКОГО ТКАЧЕСТВА
В период Нара переселенцы с материка принесли в Японию не только новые технологии земледелия, но и искусство шелководства и ткачества. Семейство Хата, которое занималось шелководством, обосновалось в районе Удзумаса, располагавшемся в западной части нынешнего Киото.
В дальнейшем, когда была построена новая столица Хэйан, этот город стал центром ткачества дорогих тканей для придворных и аристократии. Были построены государственные ткацкие мастерские Орибэ-но цукаса – Управление ткачества – которые располагались рядом с кварталом управления снабжения Двора – Оотонэри-мати. Когда в 9-10 веках придворные стали постепенно терять власть, ткачи, приписанные к дворцовому управлению, вышли из-под его контроля, и переехали в квартал Оотонэри, где основали частные мастерские и корпорацию ткачей Оотонэри-дза.
В летописях того времени упоминалось о том, что в Киото в основном производили ткани китайского типа, а узорчатый атлас оотонэри-ая славился по всей стране.
Из-за мятежа годов Онин во второй половине 15 века Киото был разорен, и квартал ткачей не стал исключением. Мастера переселились в портовый город Сакаи, недалеко от Осака. В 1471 г. корабль, шедший из Китая, из-за военных действий в провинции смог причалить только в порт Сакаи, что в итоге превратило этот маленький городок в центр торговли с Китаем. В результате активных торговых контактов мастера узнали несколько новых способов ткачества.
Мятеж годов Онин начался в 1467 г. и длился более 10 лет, затронув сильнее всего Киото. Армии двух кланов Хосокава и Ямана базировались в противоположных частях города, в связи с чем появились два названия Нисидзин (Западный лагерь клана Ямана) и Хигасидзин (Восточный лагерь клана Хосокава).
После восстановления мира выжженный и разоренный Киото начал возрождаться. Это коснулось и ткацкого промысла. Мастера вернулись из Сакаи в столицу и стали быстро развивать те знания и технологии, которые получили с материка. Поселились они в своем историческом районе на западе столицы, сохранив при этом недавно появившееся географическое название. Нисидзин стал местом развития ткачества, центром передовых технологий. Часть вернувшихся в столицу ткачей поселилась в деревушке Сиракумо (ныне район улиц Синмати и Имадэгава), где стали выпускать лишь один вид тканей (к тому же старого образца) - нэринуки (нити основы - из шелка сырца, нити утка - из высококачественного мягкого шелка). Однако с окончанием периода Момояма в конце 16 века эти ткани потеряли популярность, и мастера полностью лишились работы. Между тем ткачи самого Нисидзина стали производить новые ткани – атлас, саржу, жаккард, креп и др. – которые широко использовали горожане для пошива повседневной одежды.
Развитие Нисидзина после мятежа годов Онин было стремительным. В 1548 г. в корпорации ткачей Оотонэри-дза появились мастерские, выполнявшие заказы сёгуна и его семьи. Особенно большими были заказы 1567 и 1571 годов. В 1571 г. по случаю окончания строительства дворца Ода Нобунага в городских празднествах принимали участие и мастеровые 21-го квартала Нисидзина, и в хрониках ‘Токицугу кёки’ (1527-1576) описывается богатство одеяний простых горожан: ‘Все пестрило серебряной и золотой парчой, атласом, китайскими цветными тканями, пылало алыми красками и блестело глянцем. Невиданное и неслыханное доселе великолепие’. В этом же году 6 из 31 клана мастеров, входивших в корпорацию ткачей Оотонэри-дза, было повелено сформировать Государственное управление ткачества Орибэ-но цукаса.
В 1592 г. из Китая была заимствована технология изготовления золотой фольги на бумажной основе, которая применялась в ткачестве, и в Нисидзине стали активно производить золотую парчу кинран, о чем говорится в хрониках ‘Рокуон нитироку’ (1487-1651). В дневниках Хуана Родригеса, португальского проповедника, есть упоминания о том, что на рубеже 16-17 вв. в Киото насчитывалось 5 тыс. ткацких станков, и большинство из них находилось в Нисидзине. На рубеже 16-17 вв. Нисидзин был крупнейшим в Японии центром производства узорчатых тканей.
Большинство производимых в Нисидзине тканей были узорчатыми. Конечно, до начала 17 в. ткачи в основном обеспечивали богатой материей лишь высшие сословия - аристократов и самурайство. Но с середины 17 в. разбогатевшие городские жители смогли также покупать ткани Нисидзина. В этот же период из Китая стали ввозить много сырья для ткачества, и практически весь его объем скупал Нисидзин, что позволило производить дорогие высококачественные ткани в большом количестве. Период с 1688 по 1735 гг. был Золотым веком района ткачей.
Нисидзин занимал площадь от улицы Хорикава на востоке до улицы Сэмбон на западе, и от улицы Родзандзи на юге до Первой линии на севере. Наибольшее количество производителей и купцов работали в районе пересечения улиц Оомия и Имадэгава. Этот перекресток даже получил нарицательное название – перекресток тысячи рё (рё – денежная единица). Каждый день здесь совершалось огромное число сделок. Всего в районе насчитывалось более 160 кварталов, и они были разделены на Верхнее и Нижнее объединения.
В таком виде Нисидзин просуществовал до большого пожара 1730 г., который в японской истории получил название ‘Пожар Нисидзин’. Из 160 кварталов сгорели дотла 108, более 3000 зданий и более 3000 станков были безвозвратно потеряны. Вдобавок к этому в 1788 г. Нисидзин постиг еще один пожар, который также нанес непоправимый ущерб промыслу.
Однако на этом страдания Нисидзина не закончились. Пока шло восстановление района, мастера разъехались по провинциям в поисках работы и покровительства князей-даймё. Это в итоге привело к появлению сильных конкурирующих центров ткачества в провинциях и тяжелым последствиям для самого Нисидзина. Ближайшие к Киото центры сформировались в провинции Танго и Нагахама, а более удаленные - в местностях Кирю и Исэдзаки.
В 1830-40-х гг. из-за большого неурожая в стране разразился кризис. Спрос на дорогую одежду очень сильно снизился, а в 1841 г. в ходе правительственных реформ был издан указ о запрете производства и продажи шелковых тканей. Существует мнение, что немалое влияние на эти указы оказала и политическая борьба, начавшаяся в середине 19 в.
Революция Мэйдзи и перенос столицы в Токио стали причиной окончательного запустения Нисидзина. Однако после стабилизации политического положения в стране и начала культурных преобразований огромные усилия были приложены к возрождению киотоского района ткачей. Помощь оказывало не только префектуральное правительство, но и центральное, к тому же велико было стремление восстановить свой район у самих мастеров и жителей.
Во-первых, в 1869 г. была создана компания Нисидзин буссан кайся, которая занялась контролем производства, сбыта и доставки тканей. Во-вторых, в 1872 г. префектуральное правительство Киото направило Сакура Цунэсити, Иноуэ Ихэй, Ёсида Тадасити во французский г. Лион, где они должны были изучить соответственно европейское ткачество, окрашивание тканей и создание необходимых для этого ткацких станков и механизмов. Сакура и Иноуэ вернулись в Японию через 6 лет, привезя с собой жаккардовый станок, новые детали для ткацкого станка (бёрдо и батан), станок для создания перфокарт для изготовления жаккардовых тканей и другие приспособления, кроме этого они приобрели новые знания и навыки.
В конце 19 в. привезенные из Европы технологии были быстро освоены мастерами Нисидзина, и район снова стал важным центром ткачества Японии. После японо-китайской войны вместе с развитием профсоюзных организаций, в Нисидзине уже насчитывалось более 10 тыс. станков, соответственно вырос и капитал, задействованный в сфере ткацкого производства. В начале 20 в. стали возрождать древние технологии создания тканей, из которых изготавливали эксклюзивные товары. С другой стороны, мастерские активно развивали механическое производство, чтобы сделать ткани более доступными широкому кругу покупателей. В таком виде Нисидзин дожил до наших дней – сохраняя традиционные технологии и развивая современные. Сейчас в районе ткачей есть музеи, исследовательские и выставочные центры.
Ольга Хованчук
Постоянный адрес этого материала в сети интернет –
http://ru-jp.org/hovanchuk25.htm
##### ####### #####
ОКНО В ЯПОНИЮ -
E-mail бюллетень
Общества "Россия-Япония",
# 37, 2010.10.31
http://ru-jp.org
ru-jp@nm.ru
##### ####### #####
|
|