ОКНО В ЯПОНИЮ    НОВОСТИ    О ЯПОНИИ    ОРЯ    У ОКОШКА    ПИШЕМ!  
 
 

Окно в Японию: http://ru-jp.org

 

РОССИЙСКО-ЯПОНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ 2005 ГОДА:
ПОТЕНЦИАЛ ОГРОМЕН, ПЕРСПЕКТИВЫ ТУМАННЫ

Пожалуй, самый заезженный тезис в российско-японских отношениях - это тезис об огромном торгово-экономическом потенциале, который видится экспертам на протяжении многих лет в формуле: российские недра плюс японские технологии и инвестиции. Но реализации этого потенциала всегда что-то мешает. Что будет мешать развитию российско-японских отношений в 2005 году?

Одной из важных причин, препятствующих развитию отношений между странами, несомненно, является нерешенность территориального вопроса: граница между Россией и Японией де-факто определена в одностороннем порядке по итогам Второй мировой войны, что не устраивает Японию. Япония настаивает на заключении такого мирного договора с Россией, в котором бы прописывалась новая граница между странами, проходящая между островом Итуруп (японская территория) и Уруп (российская территория). Япония претендует на "четыре" острова: группу островов Хабомай и три острова - Шикотан, Кунашир и Итуруп, - которые в России называют южными Курильскими островами, а в Японии - "северными территориями".

Хотелось бы немного поразмышлять на эту тему в год 150-летия со дня подписания Трактата о торговле и границах (7 февраля 1855 г.), 100-летия окончания русско-японской войны (1804-1805 гг.) и 60-летия окончания советско-японской войны (1945 г.) в контексте деятельности на этом направлении общественных организаций в России.

В России существует две общественные структуры, которые призваны заниматься проблемой мирного договора. Первая - "ельцинский проект" - это Российский комитет XXI века. Вторая - "путинский проект" - это российско-японский Совет мудрецов. Интересно посмотреть на "успехи" деятельности этих двух организаций на ниве разъяснения российской общественности важности заключения мирного договора между Россией и Японией.

В марте 1998 года по инициативе президента России Б.Н. Ельцина была образована общероссийская общественная организация содействия развитию российско-японских отношений "Российский комитет XXI века". Учредительная конференция Комитета была проведена в здании Государственной Думы. Председателем Комитета избран мэр Москвы Ю.М. Лужков. С этого момента Ю.М. Лужков включился в российско-японский диалог на уровне общественности двух стран. В сентябре 1998 года в Японии был учрежден "Форум японо-российской дружбы 21", который объединил 34 японские общественные организации и известных японских политических, общественных деятелей, представителей экономических организаций, деятелей культуры и искусства, занимающихся развитием японо-российских отношений. Комитет и Форум указали в своих учредительных документах в качестве одной из задач - задачу способствовать заключению мирного договора между странами. Одной из основных уставных задач Комитета заявлено: "содействовать в установленном законом порядке заключению двустороннего мирного договора и других отвечающих уставной цели Комитета письменных и устных соглашений различного назначения и на различных уровнях" [ст. 10-а Устава]. В Соглашении о сотрудничестве Комитета и Форума (подписано Ю.М. Лужковым и Ё. Сакураути 15 ноября 1998 года) также, в частности, сказано: "стороны прилагают всевозможные усилия к развертыванию в своих странах просветительной деятельности, направленной на то, чтобы продвинуть вперед отношения между обеими странами и как можно скорее открыть возможность заключения договора о мире между Россией и Японией, устраняя препятствующие этому факторы" [п.3-3 Соглашения].

Однако сотрудничество двух организаций на почве "просветительной деятельности" продолжалось недолго - уже в 2001 году Форум фактически самоликвидировался, и Комитет остался отстаивать национальные интересы России в гордом одиночестве, тихо сам с собой расходуя немалые средства, особенно по сравнению с финансовыми возможностями других реально действующих общественных организаций. Эта история сама по себе уникальна - такого амбициозного и провального проекта "дружбы" в российско-японских отношениях еще не было.

К сожалению, это не первая неудача мэра Москвы на почве укрепления отношений с Японией: побратимские связи между Москвой и Токио (документ подписан 16 июля 1991 года) так и остались на бумаге - не сложились отношения дружбы и взаимопонимания между Ю.М. Лужковым и губернатором Токио С. Исихара: нашла коса на камень! ("иси" по-японски - "камень")

На встрече Президента России В.В. Путина с премьер-министром Японии Дзюнъитиро Коидзуми, состоявшейся 20 октября 2003 года в столице Таиланда Бангкоке, была достигнута договоренность о создании российско-японского Совета мудрецов для обсуждения на неофициальном уровне проблемы мирного договора между странами. 15 декабря 2003 года Президент В.В. Путин подписал распоряжение о российско-японском проекте содействия развитию отношений между Россией и Японией "Совет мудрецов", в котором назначил мэра Москвы сопредседателем российской части Совета. В итоге, к февралю 2004 года был определен состав Совета - по 7 человек с каждой стороны. С российской стороны в Совет вошли: мэр Москвы Ю.М. Лужков (сопредседатель), президент компании "Роснефть" С.М. Богданчиков, зам. председателя Госдумы Г.В. Боос, президент Российского научного центра "Курчатовский институт" Е.П. Велихов, президент РСПП А.И. Вольский, ректор МГУ В.А. Садовничий, бывший космонавт В.В. Терешкова. С японской стороны в Совет вошли: бывший премьер-министр Японии Ё. Мори (сопредседатель), председатель Совета директоров "Тойота" и председатель Кэйданрэн Х. Окуда, профессор университета Хосэй по специальности "современная российская политика" Н. Симотомаи, консультант банка Токио-Мицубиси и председатель РОТОБО Т. Такаги, журналист Нихон Кэйдзай Синбун Я. Тасэ, профессор Токийского университета по специальности "международная политология" А. Танака, профессор университета Токай, член правления Всеяпонской федерации дзюдо и член правления Международной федерации дзюдо Я. Ямасита. Нужно отметить, что часть праха отца Ё. Мори - Сигэки Мори - захоронена в городе Шелехове Иркутской области, тогда как отношение Ю.М. Лужкова к Японии, похоже, чисто политическое (на слуху его ура-патриотические высказывания по Севастополю, Абхазии, выборам на Украине и пр.). Бросается в глаза и то, что в российской части Совета нет ни одного специалиста по Японии, тогда как русист профессор Н. Симотомаи является известной фигурой в российско-японских отношениях.

Если учесть, что первым заместителем председателя Российского комитета XXI века Ю.М. Лужкова является Г.В. Боос, который в Государственной Думе IV созыва возглавляет по линии фракции "Единая Россия" Депутатскую группу по связям с парламентом Японии, а заместителями председателя Комитета являются, в том числе, А.И. Вольский и В.А. Садовничий, то можно было бы смело говорить об обюрокрачивании и монополизации политической сферы российско-японских отношений в России. Но ситуация, как обычно в нашей стране, оказалась не столько трагичной, сколько комичной. Фактически, эти организации, кроме кормящихся вокруг них лиц, никому не нужны, их мнение никого не интересует, поскольку все в нашей стране, включая внешнюю политику, определяет Президент В.В. Путин (см. ст. 80 Конституции РФ), которому единороссы клянутся в любви и верности (по крайней мере до выборов 2008 года), а значит, солидарны с любыми его поступками априори. Недаром решение территориального вопроса с Китаем (Пекин, 14 октября 2004 года), в результате которого 337 кв. км "спорных" территорий без всякого диалога власти с общественностью отошли нашему соседу, не вызвало у членов партии "Единая Россия" никаких "лишних" вопросов. Да и влияние российских "мудрецов" на Президента, похоже, близко к нулю, иначе он не сказал бы на пресс-конференции 23 декабря 2004 года удивившие многих слова о том, что "Советский Союз получил четыре острова, или, как у нас говорят, вернул четыре острова, потому что всегда считал их своими после Второй мировой войны..." Даже Ю.М. Лужков со товарищи не может не знать того, что южные Курильские острова начиная с 1855 года (со дня подписания Симодского трактата) и по 1945 год (до дня захвата их Советской армией) принадлежали Японии. Разве можно "вернуть" то, что тебе никогда по закону не принадлежало?

Создание Совета мудрецов оказалась на руку прежде всего японской стороне, поскольку Совет дает возможность экс-премьеру-министру Японии Ё. Мори регулярно встречаться непосредственно с Президентом В.В. Путиным. Впрочем, выиграл от этого и лично Ю.М. Лужков, который также получил возможность лишний раз предстать пред очами президента в роли "защитника Земли Русской" и "народного дипломата" в одном лице. Тем не менее, "крепкий хозяйственник" вряд ли способен влиять на позицию В.В. Путина. Президент сам решает международные вопросы, а его консультантами, к которым он действительно прислушивается, являются совсем другие люди. В то же время мнение премьер-министра Дз. Коидзуми, как и любого другого премьер-министра Японии, определяется позицией партии, которая его выдвигает на этот пост. Как известно, В.В. Путин не спешит влиться в стройные ряды своих поклонников-единороссов, ибо следует совершенно справедливой логике: мухи отдельно, котлета отдельно!

Отсутствие четкой и внятной позиции российской власти и, тем более, российских "мудрецов" продемонстрировала недавняя полемика в СМИ, возникшая, казалось бы, на пустом месте. 14 ноября 2004 года министр иностранных дел С.В. Лавров в программе "Апельсиновый сок" (НТВ) сказал о территориальных обязательствах России, перешедших от СССР и зафиксированных в Декларации 1956 года. (После заключения мирного договора Россия передает Японии острова Хабомаи и остров Шикотан.) В.В. Путин в целом поддержал эту позицию. На Сахалине по поводу данных выступлений подняли голову "патриоты" и экстремисты, в очередной раз начали формироваться отряды по обороне Курил... На самом деле людей можно понять - российская власть никогда не разъясняла общественности, почему после 60 лет окончания Второй мировой войны Россия может лишиться части южных Курильских островов в пользу проигравшей стороны. А как же наши назначенцы-"мудрецы"? В газете "Известия" от 25 декабря 2004 г. Ю.М. Лужков опубликовал статью "На компромисс Токио так и не пошел", в которой изложена в чей-то интерпретации история создания Совместной советско-японской декларации 1956 года, но не дана сегодняшняя позиция российской стороны по поводу заключения мирного договора с Японией. Так и осталось неясным, согласны ли наши "мудрецы" на переговорах с японской стороной стоять на позиции заключения мирного договора исходя из Декларации 1956 года или нет.

Визит в начале февраля с.г. отечественных "мудрецов" в Японию показал, что никакой внятной позиции у них по территориальному вопросу не существует. Япония публично говорит о своих требованиях - "возращении" ей "четырех" островов, - а российская сторона предстала в роли туристов Страны восходящего солнца, приехавших туда приятно провести время вместе с женами. Короче, Япония - про "северные территории", Россия - про "золото Колчака", японские инвестиции и строительство высотных домов в Москве... Отечественный политический туризм заменил дипломатию, а дипломатия балансирует на грани политического хамства.

По данным опроса, проводимого ежегодно в Японии под руководством МИДа Японии, интерес к России у японцев упал: среди опрошенных японцев дружеские чувства к России в 2003 году испытывали 20%, тогда как в 2004 году - 16,3% (опрос проводился в октябре 2004 года). И это не удивительно. Япония четко понимает свои стратегические интересы и тратит значительные средства для создания своего позитивного образа за границей. В России есть Информационный отдел посольства Японии, действует Японский фонд, открыты 7 Японских центров в 6-и городах России. Россия ничего подобного в Японии не имеет. У России вообще нет стратегии и, похоже, даже понимания того, что нужно вкладывать деньги в пропаганду отечественной культуры и русского языка в собственной стране и за рубежом.

То, что не делается во благо России, делается во вред России. И если власть создает структуры для решения тех или иных задач, то бездействие этих структур дискредитирует данную власть. Вряд ли найдется хоть один серьезный отечественный политик, который не понимает, что заключение мирного договора с Японией с окончательным урегулированием территориального спора вполне соответствует национальным интересам России. А дискуссия может идти только о взаимоприемлемых условиях, необходимых для его заключения. Конечные цели японской стороны хорошо понятны в Японии и неоднократно озвучивались перед российской стороной. А что мы знаем о стратегической позиции России по территориальному вопросу? На каких условиях Россия готова выйти на подписание мирного договора с Японией?

Даже из выступлений президента В.В. Путина понять что-либо нормальному человеку крайне сложно. Чего стоит его высказывание на пресс-конференции 23 декабря 2004 года по поводу Декларации 1956 года: "Там сказано о том, что Советский Союз готов передать два острова. Не сказано, на каких условиях передать, когда передать и чей суверенитет распространяется на эти территории". Пора бы, наверно, российской власти ответить хотя бы самой себе на эти вопросы. Неужели специалисты из МИДа России не могут проконсультировать президента по этой теме? И что значит "чей суверенитет"? Разумеется, сегодня это суверенитет России, а после подписания мирного договора это суверенитет Японии, в Декларации 1956 года об этом сказано однозначно. Возможно, президент спутал Декларацию 1956 года с Сан-Францисским мирным договором 1951 года, в котором действительно не указано, кому переходят ныне "спорные" острова.

К сожалению, в настоящее время в России нет ни одной общественной организации, которая могла бы занять четкую конструктивную позицию по проблеме мирного договора с Японией и пропагандировать эту позицию как в самой России, где много стихийных сторонников тезисов, выработанных еще идеологами "холодной войны", так и в Японии, где позиция "либо четыре острова, либо ничего" приводит и будет приводить к закономерному результату "ничего". Заключение мирного договора на основе Декларации 1956 года кажется единственно возможным путем решения территориальной проблемы, однако ни российская, ни японская общественность эту возможность сейчас не поддерживают. Только кропотливая профессиональная работа в этом направлении способна вывести переговорный процесс из тупика, но пока никто не желает этим вопросом заниматься всерьез. Кто-то ждет появления "нового поколения политиков", которые способны "взглянуть на российско-японские отношения другими глазами". Это удобная позиция современных функционеров для имитации своей деятельности и маскировки собственной некомпетентности. Но если "старое поколение" расписалось в неспособности решать сложные проблемы, то, может быть, пора найти в себе мужество и освободить место для "нового поколения"? Выросшие из эпохи социализма отечественные общественные организации генетически боятся поднимать политические вопросы. Многочисленные же новоявленные структуры более прагматичны и ориентированы на развитие двухстороннего бизнеса, а не на полемику по поводу склочной территориальной проблемы. Созданные политиками для бутафорских целей Российский комитет XXI века и Совет мудрецов уже продемонстрировали свою несостоятельность в вопросах формирования общественного мнения по территориальному вопросу. Вероятно, "тяжелое наследие прошлого" вполне соответствует интересам, нет, не России, а ныне процветающей партбюрократии, которая сама является существенной частью этого "тяжелого наследия".

Анализ сомнительной деятельности созданных российскими властями указанных организаций с неизбежностью подталкивает и к другим неприятным обобщениям. Крайне грустно сознавать то, что задуманная президентом Общественная палата, не имеющая конституционных полномочий, может оказаться в конечном итоге такой же профанацией и бутафорией для "вертикали власти", которая без демократического флёра выглядит так же неприлично голо, как шест на подиуме без танцовщиц.

Свистопляска в связи с возможным приездом президента В.В. Путина в Японию в честь 150-летия установления дипломатических отношений между Россией и Японией началась (после саммита на о. Си-Айленд 9 июня 2004 года) со слухов о его визите 7 февраля (в Японии это еще и День "северных территорий"). Потом оказалось, что сначала в феврале состоится заседание российско-японского Совета мудрецов, а в марте в Японию поедет глава МИД С.В. Лавров, которые подготовят почву для визита президента. На высшем уровне говорится о том, что визит будет зависеть от пакета документов, который должен быть подписан сторонами. Как будто дата "150 лет" не является самодостаточной для визита. Не является ли такая "дипломатия" проявлением очередного неуважения к истории и народам двух стран?

Возможно, что президент В.В. Путин все-таки посетит Японию с официальным визитом, побывает на выставке ЭКСПО-2005, в российской части экспозиции сфотографируется на фоне костей мамонта, позволит бросить себя на татами какой-нибудь боевой дзюдоистке. Можно с уверенностью сказать, что визит будет красиво обставлен (сакура, сакэ, суси, очередной черный пояс и т.д. и т.п.), о нем будет написано много репортажей и аналитических статей, но подвижек в решении ключевой между странами территориальной проблемы уже никто не ожидает. А значит, что перманентный "туман" в российско-японских отношениях если и не сгустится, то уж точно не рассеется. Каковы у власти политики в России и Японии, таковы и российско-японские отношения. Таков будет и 2005 год.

Олег Казаков
kazakov_oleg@mail.ru

Постоянный адрес этого материала в сети интернет -
http://ru-jp.org/kazakov04.htm

##### ####### #####
ОКНО В ЯПОНИЮ -
E-mail бюллетень
Общества "Россия-Япония",
# 07, 2005.02.13; # 08, 2005.02.20
Россия 125009, Москва,
ул. Воздвиженка, д. 18, офис 301.
тел./факс (095) 291 2609
http://ru-jp.org
ru-jp@nm.ru
##### ####### #####


 ОКНО В ЯПОНИЮ    НОВОСТИ    О ЯПОНИИ    ОРЯ    У ОКОШКА    ПИШЕМ!