|
РОССИЙСКО-ЯПОНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ. ДЕКЛАРАЦИИ 1956 ГОДА — 50 ЛЕТ
19 октября исполняется 50 лет со дня подписания Совместной декларации СССР и Японии 1956 года. Казалось бы, зачем вспоминать документ полувековой давности? Однако до сих пор 9-й пункт Декларации 1956 года продолжает будоражить общественность и служить камнем преткновения в российско-японских отношениях. Именно в этом пункте зафиксировано, что после заключения мирного договора с Японией острова Хабомаи и Шикотан будут переданы Японии. Должна ли Россия следовать своим международным обязательствам 50-летней давности или нет — вот вопрос, который периодически обсуждается на «высоком уровне», на уровне экспертов и в обществе.
Территориальный дележ
Первый договор между царской Россией и императорской Японией был заключен в 1855 г. в ходе исторической миссии Е.В. Путятина в Японию. Итогом миссии стал Трактат о торговле и границах, подписанный в японском городе Симода в 1855 г. В нем указано, что острова Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп (южные Курильские острова) принадлежат Японии, а острова начиная с Урупа и далее на север — России. Статус острова Сахалин в Трактате 1855 г. определен не был. В прошлом году отмечалось 150-летие Симодского трактата. Японцы любят этот документ, поскольку в нем территории, на которые сейчас претендует Токио, были закреплены за Японией. Даже день подписания Трактата о торговле и границах — 7 февраля — по решению Кабинета министров Японии с 1981 г. называется «днем северных территорий».
В 1875 г. в Санкт-Петербургском трактате зафиксирована другая конфигурация границы: остров Сахалин стал принадлежать России, тогда как все Курильские острова перешли Японии. Россия была довольна таким решением, поскольку остров Сахалин представлялся более удобной для проживания территорией, чем разрозненные острова Курильской гряды.
Оба указанных трактата подписывались в ходе мирных переговоров. Однако русско-японская война 1904-1905 гг. нарушила эту традицию и привела к новой странице отношений — силовому территориальному переделу. В Портсмутском мирном договоре 1905 г. России пришлось расстаться с южной частью острова Сахалин, которая перешла Японии. Потрясение и стыд, которое испытала Россия от поражения в войне с Японией, в дальнейшем сослужили плохую службу Японии, поскольку именно идея реванша доминировала в приятии решения руководством СССР об объявлении войны Японии в 1945 г.
Результатом советско-японской войны стал новый передел границы: Советский Союз, формально нарушив Пакт о нейтралитете между СССР и Японией от 1941 г., объявил 9 августа 1945 г. Японии войну, вернул себе южную часть Сахалина, а также прихватил все Курильские острова, мотивируя это соглашением с союзниками.
Вторая мировая война завершилась 2 сентября 1945 г. подписанием акта о капитуляции Японии. По факту оккупации в 1946 г. Курильские острова вошли в Южно-Сахалинскую область в составе Хабаровского края РСФСР.
Агрессивная политика Японской империи в начале XIX века, ее успешные военные действия на Корейском полуострове и в Китае, японская интервенция на Дальнем Востоке 1918-1925 гг., военные действия Японии в районах Хасана и Халхин-Гола в 1938-1939 гг., заключение в 1940 г. тройственного пакта между Японией, Германией и Италией и, наконец, развязывание Германией в 1941 г. войны против СССР поставили Японию в глазах народов Советского Союза в положение потенциального агрессора, врага советского народа и социализма. Объявление Японии войны в 1945 г. было направлено против потенциальной угрозы японского милитаризма, за который Японии в итоге пришлось заплатить в том числе и территорией. Разумеется, у японцев иное понимание исторической справедливости.
Территориальные претензии
Исходя из «принципов политической морали», японская сторона требует от России восстановить историческую справедливость и законность путем «возвращения» Японии «северных территорий» и не признает сложившейся после Второй мировой войны границы. Начало этому процессу было положено петицией о возвращении «северных территорий» к Главнокомандующему союзными войсками маршалу Д. Макартуру 1 декабря 1945 г., подготовленной общественным движением за возвращение бывших японских земель. Токио поднял это движение на уровень межгосударственной политики Японии в отношении СССР и теперь — России.
8 сентября 1951 г. в Сан-Франциско был заключен мирный договор между 48 странами, с одной стороны, и Японией — с другой. Однако СССР, который был представлен на мирной конференции в США делегацией во главе с первым зам. министра иностранных дел А.А. Громыко, договор не подписал. Именно в этом договоре Япония отказалось «от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 года». Но кому эти острова принадлежат, в документе не прописано.
Для урегулирования двусторонних отношений между СССР и Японией в середине 50-х годов состоялись переговоры, заключительный этап которых прошел с 13 по 19 октября 1956 г. в Москве. 19 октября 1956 г. была подписана Совместная декларация СССР и Японии. Документ был ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР и правительством Японии, а обмен ратификационными грамотами произведен в Токио 12 декабря 1956 г.
Декларация 1956 года зафиксировала прекращение состояния войны между двумя странами, восстановила дипломатические и консульские отношения, решила проблемы военнопленных и репараций. Согласия же по вопросу территориального размежевания в ходе переговоров достигнуто не было. Поэтому документ был назван декларацией, а не мирным договором. При этом в Декларации заявлялось: СССР и Япония согласились на продолжение после восстановления нормальных дипломатических отношений между странами переговоров о заключении мирного договора.
В Декларации 1956 года СССР, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и Шикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения мирного договора. Но в Памятной записке от 27 января 1960 г. СССР отказался от обещания передачи островов, мотивируя это подписанием враждебного для СССР нового военного договора между Японией и США. В ответ правительство Японии в Памятной записке от 5 февраля 1960 г. заявило правительству СССР: «наша страна будет неотступно добиваться возвращения нам не только островов Хабомаи и Шикотан, но также и других исконных японских земель». Не мудрствуя лукаво, СССР занял радикальную позицию: терпроблемы не существует, а имеются необоснованные территориальные претензии Японии. Потом со стороны советского руководства еще предпринимались попытки решить проблему на основе Декларации 1956 года, но безрезультатно.
Приходится признать, что Декларация 1956 года не нравится ни России, поскольку в ней есть территориальные обязательства перед Японией в отношении островов Хабомаи и Шикотан, ни Японии, поскольку в ней нет указаний на острова Кунашир и Итуруп. Так руководство СССР, которое не подписало Сан-Францисский мирный договор в 1951 г. и не решило территориальных разногласий в 1956 г., создало «долгоиграющую» проблему, которая тормозит развитие российско-японских отношений и по сей день.
Во время визита Президента СССР М.С. Горбачева в Японию в апреле 1991 г. было подписано совместное заявление, в котором зафиксирована необходимость заключения мирного договора, включая проблему территориального размежевания с учетом позиций сторон о принадлежности островов Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп. Японцы с большим энтузиазмом восприняли советскую позицию в духе «нового мышления» по заключению мирного договора, полагая, что в этом договоре будет решена территориальная проблема по японскому сценарию.
После распада СССР Президент России Б.Н. Ельцин продолжил линию Горбачева и в 1993 г. подписал Токийскую декларацию о японо-российских отношениях. На неформальной встрече «без галстуков» в октябре 1997 г. в Красноярске президент Б.Н. Ельцин и премьер-министр Р. Хасимото обязались «приложить все усилия для того, чтобы заключить мирный договор к 2000 году». Это положение было зафиксировано в Московской декларации 1998 г.
В канун нового, 2000 года президент Б.Н. Ельцин ушел в отставку. Но уже в сентябре 2000 г. состоялся визит нового Президента России — В.В. Путина в Японию. Важное событие произошло позже. По итогам рабочей встречи президента В.В. Путина с премьер-министром Ё. Мори в Иркутске 25 марта 2001 г. было подписано Иркутское заявление о дальнейшем продолжении переговоров по проблеме мирного договора. В этом документе впервые с 1991 года упоминается Декларация 1956 года. Последующие документы, подписанные лидерами двух стран, по сути, не привнесли в обсуждение территориальной проблемы ничего нового.
Мирный договор: кому он нужен?
Официальный Токио всегда придерживался одной линии по «северным территориям», тогда как Москва все время увиливала от прямого ответа на вопрос, на каких условиях Россия готова заключить мирный договор с Японией. Новое звучание темы Декларации 1956 года означает, что Россия, в принципе, готова обсуждать с Японией заключение мирного договора, исходя из пункта 9 Декларации. Но широкой общественности об этих перипетиях мало что известно.
Однако готовность президента В.В. Путина, который всегда заявлял о важной роли международного права в современном мире, вернуться к Декларации 1956 года, японской стороной поддержаны не были. Возможно, в Кремле вздохнули с облегчением: даже Владимиру Путину с его высоким рейтингом попытка передачи Японии островов Хабомаи и Шикотан принесла бы массу неприятностей.
С формальной точки зрения мирный договор может включать в себя любое решение территориальной проблемы. Важно лишь согласие участвующих сторон. Но если Япония не собирается заключать мирный договор с Россией на условиях Декларации 1956 года, то Россия тоже может не утруждать себя обязательствами по передаче Японии островов Хабомаи и Шикотан. Именно эта позиция, а не практиковавшееся ранее отрицание действенности самой Декларации, становится все более популярной среди отечественных экспертов.
В итоге сегодня в российско-японских отношениях по территориальному вопросу сохраняется ситуация 50-летней давности. Но уже нет СССР. Мир серьезно изменился. Россия - в высокой степени независимое государство, которому нет нужды заключать мирный договор с Японией на невыгодных для себя условиях. Все явственнее доминирует мнение, что можно жить и без мирного договора. И тогда территориальный статус-кво нам обеспечен.
Олег Казаков
Источник:
Парламентский еженедельник «Кворум»
http://www.quo.ru
Постоянный адрес этого материала в сети интернет -
http://ru-jp.org/kazakov07.htm
##### ####### #####
ОКНО В ЯПОНИЮ -
E-mail бюллетень
Общества "Россия-Япония",
# 32, 2006.10.22
http://ru-jp.org
ru-jp@nm.ru
##### ####### #####
|
|