ОКНО В ЯПОНИЮ    НОВОСТИ    О ЯПОНИИ    ОРЯ    ПИШЕМ!  
 
 

Окно в Японию: http://ru-jp.org

 

ЯЗЫК И СИСТЕМА ОБРАЗОВ ЯПОНСКИХ ЧАЙНЫХ СВИТКОВ 'ИТИГЁ-МОНО'


В этой работе понятие 'свиток 'итигё-моно' используется для обозначения художественного произведения японской каллиграфии, оформленного в виде свитка с надписью в одну (вертикальную или горизонтальную) строку. Обычно такой свиток хранят в свернутом (скрученном) виде, а на время использования вывешивают на стену в чайной комнате. Свиток 'итигё-моно' следует отличать от свитков с надписью в две и более строк, а также 'сикиси' (квадратные листы плотной бумаги или картона с надписью или стихами, помещаемые в специальную рамку в виде свитка), 'тандзаку' (узкие полоски бумаги или картона с надписью или стихами также в специальной рамке) и других форм японской каллиграфии для чайной комнаты. Общее название всех этих произведений - 'бокусэки' - 'следы туши'. Дзэнские изречения и отдельные слова, обозначающие устойчивые образы в дзэн-буддизме, носят название 'дзэнго'.

В традиции японской чайной церемонии свитку уделяется особое место. Свиток висит в нише токонома, и в начале каждый присутствующий делает перед ним молчаливый поклон, пытается прочесть и осознать глубокий смысл написанного. Наивысшие по значимости и ценности в чайном мире считаются 'бокусэки', написанные дзэнскими наставниками, патриархами; за ними по значимости следуют свитки, написанные духовными главами и наставниками школ Чая, а также их последователями, практикующими дзэн и Путь Чая.

Если погрузиться в детальное рассмотрение чайных свитков в одну строку, то становится понятно, что в большинстве своем это изречения дзэнских наставников, коаны (алогичные вопросы-загадки, задаваемые мастером дзэна ученику), цитаты из китайской и классической чаньской (позднее собственно японской дзэнской) литературы. Здесь можно встретить как китайскую поэзию и классику дочаньского периода, так и классические сочинения Чань и Дзэн. Среди наиболее часто цитируемых классических китайских трактатов - 'Лао-цзы. Дао дэ цзин', 'Лунъюй', 'Пятикнижие', 'Мэнцзы', 'Чжуанцзы'. Часто встречаются изречения и коаны из сборников коанов: 'Хэкиганроку' ('Записки у Бирюзовой скалы'), 'Мумонкан' ('Застава без ворот'), цитаты из буддийских сутр Махаяны: 'Сутра Лотоса', 'Алмазная сутра', 'Сутра Сердца'. Не менее часто можно видеть записи речений известных патриархов и наставников: 'Риндзайроку' ('Записи Линьцзи'), 'Сёбогэндзо' (сочинение Догэна 'Драгоценная зеница истинной дхармы'), собрания поэзии: 'Сайконтан' ('Корни мудрости'), 'Дзэнринкусю' ('Лес дзэнских речений'). Цитаты на свитках могут быть взяты из трактатов, в которых они, в свою очередь, упоминаются как цитаты других произведений, зачастую из более ранних китайских стихов. Длина высказывания в одну строку, изображенных на свитке, может колебаться от одного до шестнадцати знаков. Однако столь длинные высказывания чаще всего представляют собой парные восьмизначные строфы. А наиболее часто встречаются высказывания, состоящие из меньшего количества знаков (от одного до семи-восьми).

Вот, к примеру, некоторые известные в чайном мире 'дзэнго', записываемые всего одним знаком: 'Единица', 'Застава', 'Не', 'Цветок', 'Луна', 'Круг (бесконечность)', 'Снег', 'Прозрей!', 'Отбрось!', 'Непостижимое', 'Сосна', 'Роса', 'Сон', 'Это' и т.д. Большинство из этих слов многозначно, за основным смыслом, лежащим на поверхности, как бы 'скрывается' более глубокий, дзэнский подтекст. Предполагается, что и писавший, и читающий это высказывание знаком с традицией их 'расшифровывания' и сможет правильно понять передаваемую информацию. Вот как, например, традиционно трактуются некоторые из них: 'Единица' - 'единственность', 'уникальность', 'начало, первый шаг', 'универсум', 'недуальность', 'суть' и т.д. 'Цветок' - 'вишня сакура', 'весна', 'красота', 'любовь', 'пробуждение', 'прозрение - сатори', 'мимолетность бытия'. 'Сон' - 'не явь', 'мечты', 'недостижимое', 'мимолетное', 'вечный сон - смерть'. 'Застава' - 'переход в иное состояние', 'границы сознания', 'этап', 'решительный шаг'. 'Снег' - 'белизна', 'абсолютная чистота', 'зима', 'холод', 'ожидание прозрения'.

Если описывать дзэнские речения на поверхностном уровне, то необходимо будет сказать о привычной нам смысловой системе образов повседневной жизни, а если рассматривать их на глубинном уровне, то речь будет идти о философской, точнее, дзэн-буддийской трактовке того или иного образа. Все это связано с тем, что учение Чань, с которым японцы познакомились в 12-14 веках, не являлось религиозным учением в чистом виде, а представляло собой сложное синкретичное явление. За время своего почти семисотлетнего существования в Китае Чань обогатился идеями даосизма, конфуцианства, впитал богатейшую литературную традицию этой страны. К периоду Южного Сун многие формы культуры (живопись, музыка, архитектура, искусство садов) стали неотделимы от понятия 'чаньская культура'. Таким образом, язык 'дзэнго' также оказался синкретичен и глубоко символичен, система его образов и метафор была унаследована от классической китайской поэзии и философской литературы. При этом часто поэтические строки, которые на первый взгляд могут показаться просто пейзажной лирикой, содержат в себе суждение об истине, означают то или иное состояние сознания, то есть несут в себе глубокий философский смысл.

Рассмотрим, какие же образы наиболее часто встречаются в такого рода высказываниях? Вначале можно выделить семантические группы общего характера такие, как:

1. Времена года - весна, лето, осень, зима.

2. Природные явления, стихии - дождь, ветер, гроза, облака, рассвет, заморозки, жара и т.п.

3. Физическая география - горы, леса, озера, реки, долины.

4.Первоэлементы (элементы древней китайской космогонии) - солнце, луна, огонь, вода, дерево, металл, воздух, земля.

5. Цвета - белый, черный, красный, зеленый, фиолетовый, желтый, голубой, серебристый, золотистый.

6. Счет, исчисление.

7. Растения (цветы, деревья, трава) - бамбук, сосна, слива, хризантема, ива, персик, клен и т.п.

8. Животные и птицы (реальные и нереальные) - феникс, дракон, рыба, собака, гусь, журавль, черепаха, лошадь, бык, ворон, петух, заяц и т.п.

9. Человек -
а) его части тела - рука, нога, голова

б) его физическая деятельность - ловля рыбы, сбор листьев, заготовка хвороста, уборка и т.п.

в) его ментальная и эмоциональная деятельность (сознание, душа, мысли, чувства, волеизъявления, желания, запреты, сны и т.п.)

10. Термины буддизма и дзэн-буддизма (Будда, Дхарма, Путь, дзэн, медитация, нирвана, демоны и т.п.)

По сути, подобная классификация охватывает достаточно широкий спектр основных, базисных понятий, значимых для человеческой цивилизации. Все их можно условно разделить на категории, связанные с понятиями 'Небо', 'Земля', 'Человек'. Как известно, классическая китайская философия, оказавшая столь значимое влияние на японскую культуру, базируется именно на этих категориях. Из перечисленных выше категорий, пожалуй, лишь две - 'цвета' и 'счет' - можно назвать нейтральными или всеобщими, не относящимися только к одной какой-либо группе.

При исследовании смысловых образов 'итигё-моно' на глубинном уровне выясняется, что наиболее удобно задействовать ряд так называемых 'архетипов' традиционной китайской философии и культуры (в частности, компонентов даосизма и конфуцианства), а также традиционной буддийской и дзэн-буддийской культуры, поскольку в большинстве случаев именно они лежат в основе структуры смысла фраз, изображенных на свитках в одну строку. На основе анализа большого корпуса высказываний на свитках 'итигё-моно' (более 1000) можно выделить следующие смысловые архетипы, под классификацию которых попадает подавляющее большинство (около 85%) дзэнских речений. Отметим, однако, что полученная классификация носит условный характер, поскольку не всегда бывает возможно однозначно отнести содержательный компонент того или иного 'дзэнго' к единственному конкретному архетипу. В некоторых случаях смысловые коннотации пересекаются или отчасти дублируют друг друга. Тем не менее, здесь представлена попытка провести разграничение и описание этих структур для долее полной и ясной картины восприятия.

1. Истинное сознание

2. Непрерывное поддержание истинного сознания - безначальность и вечное изменение мира

3. Не, нет, отсутствие, недуальность всех оппозиций:

а) Не сознание. Недуальность восприятия.

б) Не действие. Изменчивость и неизменность, динамика статики и статика динамики.

4. Пауза 'ма', пространство 'между', молчание.

5. Непостоянность всего земного. Мимолетность, уникальность и неповторимость каждого мгновения.

6. Привязанности и иллюзии. Непривязанность к миру. Просветленное и непросветленное сознание; достижение сатори.

7. Свободное бытие по законам природы. Соответствие моменту.

8. Учение Будды, присутствие во всем природы Будды.

9. Интуитивность и иррационализм; четыре принципа дзэн-буддизма:

а) не создавать письменных наставлений;

б) передавать истину вне учения, иным способом;

в) напрямую указывать суть сознания человека;

г) прозревать природу, становиться Буддой.

10. Медитативная (и другая) практика, коаны.

11. Добродетель, справедливость, закон.

Некоторые архетипы являются типичным отражением философии Дзэн - 'недуальность всех оппозиций', 'интуитивность и иррационализм', 'медитативная (и другая) практика, коаны'. Другие - общебуддийские: 'учение Будды', 'истинное сознание', конфуцианские: 'добродетель, справедливость, закон' или относящиеся к практике даосизма: 'свободное бытие по законам природы'. Вот несколько примеров конкретных изречений 'дзэнго', наиболее ярко и наглядно иллюстрирующих вышеприведенные архетипы.

1. Истинное сознание - 'Повседневное сознание - вот в чем Путь', 'Сокровенное знание Нирваны', 'Непостижимое'

2. Непрерывное поддержание истинного сознания - 'Шаг за шагом - это и есть обитель подвижника', 'Постоянно блюсти прямоту сознания', 'Острый меч после работы надо не спеша отшлифовать'

3. Не, нет, отсутствие - 'Нет', 'Не-знание', 'Ничего святого нет', 'У неба нет эго'

4. Пауза 'ма', пространство 'между', молчание - 'Темное в темном', 'Молчание', 'Круг'

5. Непостоянность всего земного. Мимолетность, уникальность и неповторимость каждого мгновения - 'Вот так все [приходит] и умирает', 'Время мчится стрелой', 'У Дхармы нет строгой формы, отвечая условиям, она верна себе'

6. Привязанности и иллюзии - 'Оставь иллюзии!', 'Не привязывайся!', 'Природной красоте не нужны румяна и белила'

7. Свободное бытие по законам природы. Соответствие моменту - 'Луна блестит на реке, ветер дует в соснах', 'Потечет вода - будет канавка; подует ветер - трава пригнется'

8. Учение Будды, присутствие во всем природы Будды - 'Легко войти в мир Будды, трудно войти в мир демонов', 'Весна не разбирает высокого и низкого; цветущая ветка может быть короткой и длинной', 'Повсюду истина', 'Божественный свет озаряет небо и землю'

9. Интуитивность и иррационализм, четыре принципа дзэн-буддизма - 'Учение передается вне слов, не опираясь на письменные знаки', 'То, что услышишь ухом, не сравнится с тем, что услышишь сердцем'

10. Медитативная (и другая) практика, коаны - 'Забыть о себе в медитации' 'Полируй именно белую жемчужину', 'Кацу! (крик)', 'Три меры льна', 'Разбитая ступка', 'Хозяин', 'Лев с золотой шерстью'

11. Добродетель, справедливость, закон - 'Твори добро, не делай зла', 'Кто гонится за оленем, не видит гор; кто дорвался до денег, не замечает людей', 'День без работы - день без еды'

Отметим, что некоторые многозначные высказывания, (чаще всего записываемые одним знаком, но и не только), иногда можно отнести к двум или более архетипам. Таковы, например, 'Круг' (архетипы 3 и 4), 'Нет' (архетипы 3 и 8), 'Сон' (архетипы 3, 5, 6), 'Непостижимое' (архетипы 1, 8 и 9) и т.д. Это происходит в силу изначального синкретизма исследуемого материала: согласно философии дзэн-буддизма постижение истины, прозрение, сатори приходит внезапно. Здесь не работают никакие логические приемы, познание интуитивно и спонтанно. Прозрение доступно каждому, поскольку во всем и во всех изначально присутствует природа Будды. Все эти постулаты присутствуют в прямом или зашифрованном виде в дзэнских речениях, что и позволяет относить некоторые из них одновременно к двум и более архетипам.

***

Некоторого пояснения требует вопрос о практике устного общения наставника и ученика, в частности, практике коанов или коанных диалогов. Еще на раннем этапе (7-9 вв.) патриархи и наставники Чань предпочитали 'цитировать' и использовать в общих монастырских проповедях даосскую классику, сочинения Конфуция, китайскую классическую поэзию, исторические хроники, а также переосмысливали и по-новому использовали широко известные пословицы и поговорки. Кроме того, они широко практиковали непосредственное общение с учениками с использованием 'особых средств'. С помощью слов и фраз, вырванных из привычного контекста, а также неординарных слов и поступков они вызывали у учеников состояние 'большого сомнения', ведущего к подлинному просветлению. Впоследствии (9-12 вв.) эта форма общения получила название 'коан' или 'коанные диалоги'. Таким образом, 'дзэнго' могли произноситься во время проповедей (яп. сэппо), во время коанных диалогов или во время индивидуальных бесед с учеником - (яп. сандзэн).

Большое количество высказываний на свитках 'итигё-моно' как раз и является цитатами коанов. Дословно - 'коан' - это публичное, то есть объективное толкование того, что было сказано легендарным патриархом, достигшим просветления. Коан - алогичный вопрос-загадка, помогали наставнику 'сбить с ног' ученика, сломать логику обычного мышления. Ответить на такой вопрос, используя привычную логику, было не возможно. На разрешение учеником коана могли уходить годы.

Вот несколько примеров, иллюстрирующих коанные диалоги:

  • У наставника Дуншаня (яп. Тодзана) спросили: 'Что такое Будда?'. Он ответил: 'Три меры льна' ('Хэкиганроку', гл. 12)

  • Монах Дэшань (яп. Токусан) попросил на постоялом дворе легкой закуски дяньсинь (яп. тэнсин - дословно '[еда для] перемены сознания'). Старуха хозяйка ответила ему словами из 'Алмазной сутры': 'Сознание прошлого не постижимо, сознание настоящего не постижимо, сознание будущего не постижимо. Так какое же из сознаний Вы желаете переменить?' ('Мумонкан', гл. 28)

  • Монах спросил у Чжао-чжоу (яп. Дзёсю): 'Зачем Дарума пришел в Китай?'. - 'Дуб во дворе [храма]', - ответил тот. ('Мумонкан, гл. 37)

  • У наставника Мианя Сяньцзи (яп. Миттан Канкэцу) спросили: 'В чем истинный взгляд Дхармы?'. Он ответил: 'Разбитая ступка'

  • Послушник спросил у Юньмэня (яп. Уммон): 'Что такое чистое тело Дхармы?' Он ответил - 'Клумба с пионами' - 'А когда они завянут, тогда что?' - 'Лев с золотой шерстью'. ('Хэкиганроку', гл.39)

Суть ответов сводится к главной идее Дзэн - природа Будды присутствует во всем, что есть в этом мире и существует за его пределами. Поэтому указание на любой видимый (или вымышленный) феномен этого мира будет правдивым ответом.

Не менее пристальное внимание привлекает также и вопрос о логической структуре 'дзэнго'. Большинство из них можно рассматривать как высказывания, построенные на основании определенной логической закономерности. В качестве основных типов структуры можно выделить следующие:

1. Нейтральное описание ('Шелест осеннего ветра, прохладное журчание осеннего ручья', 'Просто радуюсь сам с собой и другим этого не передать')

2. Описание, осложненное противопоставлением ('Тень от бамбука метет галерею, но недвижна пыль; свет луны пронизывает заводь до самого дна, но ни следа на поверхности')

3. Уподобление ('Время мчится стрелой', 'Настоящее добро подобно воде')

4. Гипербола ('Пронзить насквозь одним ударом тысячу ли', 'На одном волоске помещается вселенная', 'Выпить одним глотком воду Желтой реки')

5. Противопоставление или бинарная оппозиция ('Горы - это горы, вода - это вода', 'В радости - печаль, в печали - радость')

6. Отрицание противопоставления ('Весна не разбирает высокого и низкого; цветущая ветка может быть короткой и длинной', 'У сосны и в прошлом, и в настоящем цвет неизменен; у коленца бамбука есть верх и низ')

7. Причина и следствие ('В рощи пришла весна - повсюду цветы', 'После инея кленовые листья краснеют')

8. Условие ('Если Великий Океан познает меру, сотни рек непременно потекут вспять', 'Если сознание спокойно, все дела получаются сами собой')

9. Уступка ('Хоть [все] ручьи и горы разные, облака и луна [всегда] одинаковы', 'Пусть дуют восемь (=множество) ветров [иллюзий] - [сознание] непоколебимо')

10. Императив (наставление) ('Смотри под ноги!', 'Прозрей!', 'Выпей-ка чаю!')

11. Риторический вопрос ('Неужели найдется дерево, на ветках которого не появилась бы весна?', 'Бесконечные горы над озером - [разве это не] тысяча древних будд?')

Помимо этих основных типов структуры, существует целый ряд 'дзэнго', не вписывающихся в вышеприведенный ряд. Таковы, например, 'Ри-ри-ра-ра-ра-ра-ри-ри' - звукоподражание детской китайской песенке. Другой пример: 'Один, Два, Три, Четыре, Пять. Пять, Четыре, Три, Два, Один', то есть ряд иероглифов, означающих последовательный и обратный счет. Еще один классический пример - 'Круг', когда одним мазком кисти рисуется замкнутый круг (яп. 'энсо' - символ просветления). Надо отметить, что свиток 'итигё-моно' 'Круг' достаточно часто используется в чайной комнате, а саму идею 'энсо' - пустоты, круглой формы можно назвать 'популярным' мотивом в искусстве Пути Чая. Интересны также высказывания, которые привлекают внимание своеобразием своей художественной (внешней) формы. Таков, например, свиток:

日日日東出  日日日西没  

НИТИ-НИТИ ХИ ВА ХИГАСИ ЁРИ ИДЭ,

НИТИ-НИТИ ХИ ВА НИСИ НИ БОССУ.

В обеих строках в начале трижды повторяется иероглиф 日 (чтения 'НИТИ', 'ХИ'), имеющий значения 'день', 'солнце'. Этот настойчивый повтор - своеобразный художественный прием, который становится особенно заметен и значим при визуальном восприятии всего речения в целом. Попробуем перевести это высказывание дословно: 'День за днем солнце рождается (встает) на востоке, день за днем солнце садится на западе'. Но если принять во внимание столь настойчивое употребление иероглифа 'день' и попытаться передать его в переводе стилистическими средствами русского языка, то получится следующее: 'День за Днем День рождает восток, День за Днем День на западе гаснет'. Многократное использование слова 'день' призвано передать ту атмосферу вечной и бесконечной смены дня и ночи, повторяющейся с неизменным постоянством, которая рождается при визуальном восприятии свитка с таким высказыванием.

***

Несколько слов следует сказать о правилах чтения высказываний, изображаемых на свитках в одну строку. С грамматической точки зрения они подчиняются правилам прочтения текстов, записанных 'камбуном' (форма записи текста, основанная на правилах классического литературного китайского языка 'вэньянь', принятая в Японии в качестве официального письменного языка в XI-XIX вв). Есть фразы, состоящие из иероглифов, последовательно читающихся только по 'онным' (китайским) чтениям без использования 'кунных' (японских) чтений и показателей грамматики японского языка. Таковы, например:

  • 萬法一如 (чит. МАМПО: ИТИНЁ) - 'Мириады Дхарм суть одно'

  • 諸悪莫作衆善奉行 (чит. СЮАКУ МАКУСА, СЮДЗЭН БУГЁ) - 'Твори добро, не делай зла'

  • 日々是好日  (чит. ХИ-БИ КОРЭ КО:ДЗИЦУ) - 'Каждый [любой] день хорош'

  • 放下着  (чит. ХО:ГЭДЗЯКУ) - 'Отбрось!'

  • 本来無一物  (чит. ХОНРАЙ МУ ИТИ МОЦУ) - 'Изначально ничего не существует'

  • Другие фразы также записаны по правилам 'камбуна', и читаются по ним же, то есть сказуемое, выраженное глаголом, при чтении ставится в нужную форму (например, заключительную, незаключительную, условную, форму императива и т.д.) и произносится в конце, в соответствии с правилами грамматики японского языка. Также при чтении таких фраз используются 'кунные' чтения иероглифов и вставляются падежные показатели, которые выражают управление глагола:

  • 萬物生光輝 (чит. БАМБУЦУ КО:КИ-О СЁ:ДЗУ) - 'Все вещи рождают (изначально несут в себе) ясный свет [истины]'

  • 一華開五葉  (чит. ИККА ГОЁ:-НИ ХИРАКУ) - 'Один бутон раскрывается пятью лепестками'

  • 一雨潤千山  (чит. ИТИУ СЭНДЗАН-О УРУОСУ) - 'Один ливень орошает тысячи гор'

  • 山花開似錦 (чит. САНКА ХИРАИТЭ, НИСИКИ-НИ НИТАРИ) - 'В горах распускаются цветы - словно парча'

  • 日出乾坤輝  (чит. ХИ ИДЭТЭ, КЭНКОН КАГАЯКУ) - 'Солнце восходит, земля и небеса сияют'

  • При этом есть высказывания, где одна часть может читаться только по 'онным', а другая - с использованием 'кунных' чтений:

  • 大道無門 千差有路  (чит. ДАЙДО: МУМОН; СЭНСЯ МИТИ АРИ) - 'На великом Пути нет ворот; тысячи дорог пролегают [через него]'

  • Существует целый ряд 'дзэнго', в которых часто встречаются иероглифы 有 или 在 (читается как 'АРУ', 'АРИ' - 'есть, быть, существовать') и 無 ('НАСИ' или 'НАКУ' - 'нет, не, отсутствовать'). С этими чтениями они чаще всего используются в позиции предиката. Следует отличать это использование от позиции определения, когда те же иероглифы могут читаться по-другому: 有 ('У', 'Ю:'), 在 ('ДЗАЙ')- 'имеющий, имеющийся', 無 ('БУ', 'МУ') - 'нет, не, без-, отсутствующий'.

  • 夏有涼風  (чит. НАЦУ НИ РЁ:ФУ: АРИ) - 'Летом ветер [дарит] прохладу'

  • 眼見東南 心在西北  (чит. МАНАКО ТО:НАН-О МИТЭ, КОКОРО САЙХОКУ НИ АРИ) - 'Глаза обращены на юго-восток, сознание пребывает на северо-западе'

  • 南北東西無路入 (чит. НАМБОКУ ТО:ДЗАЙ МИТИ НО ИРУ НАСИ) - 'С севера на юг, с востока на запад (=повсюду) нет пути, ведущего [к Этому]'

  • 古今無二路 (чит. КОКОН НИРО НАСИ) - 'Из прошлого в будущее не ведут две дороги'

  • 無一物  (чит. МУ ИТИ МОЦУ) - 'Нет ни единой вещи'

  • 無事是貴人  (чит. БУДЗИ КОРЭ КИНИН) - 'Благороден тот, кто бездействует'

  • Для выражения отрицания также используется формант 不 ('нет, не, отсутствовать'), который в соответствии с правилами 'камбуна' обычно читается как 'ФУ' или предается отрицательной формой глагола '-ДЗУ'.

  • 教外別傳不立文字  (чит. КЁ:ГЭ БЭЦУДЭН, ФУРЮ: МОНДЗИ) - 'Учение передается вне слов, не опираясь на письменные знаки'

  • 不思善不思悪  (чит. ФУСИДЗЭН ФУСИАКУ) - 'Нет добрых мыслей, нет злых мыслей'

  • 獨掌不浪鳴  (чит. ДОКУСЁ: МИДАРИ НИ НАРАДЗУ) - 'Хлопки одной ладони не создают беспорядочного шума'

  • 逐鹿者不見山 攫金者不見人  (чит. СИКА-О ОУ МОНО ВА ЯМА-О МИДЗУ; КИН-О ЦУКАМУ МОНО ВА ХИТО-О МИДЗУ) - 'Кто гонится за оленем, не видит гор; кто дорвался до денег, не замечает людей'

  • 不可以有心得 不可以無心求  (чит. УСИН-О МОТТЭ У БЭКАРАДЗУ; МУСИН-О МОТТЭ МОТОМУ БЭКАРАДЗУ) - 'Осознанно не проси, не осознавая не требуй!'

  • Иногда, анализируя чтение фразы, можно обнаружить использование глаголов 'СУРУ' ('делать') или 'НАРУ' ('становиться, делаться') в той или иной форме, в то время как в самой фразе данный глагол может отсутствовать. Чаще всего встречаются такие формы глагола 'СУРУ', как заключительная 'СУ', серединные 'СИ' и 'СИТЭ', а у глагола 'НАРУ' - наряду с заключительной 'НАРУ', серединная форма 'НАРИ', что также соответствует правилам чтения 'камбуна'.

  • 火不待日熱 風不待月涼  (чит. ХИ ВА ХИ-О МАТАДЗУ СИТЭ АЦУКУ; КАДЗЭ ВА ЦУКИ-О МАТАДЗУ СИТЭ СУДЗУСИ) - 'Огонь горяч и независимо от солнца, ветер прохладен и независимо от луны'

  • 寒時寒殺闍梨 熱時熱殺闍梨  (чит. КАНДЗИ ВА ДЗЯРИ-О КАНСАЦУ СИ; НЭЦУДЗИ ВА ДЗЯРИ-О НЭССАЦУ СУ) - 'Эй ты! Когда холодно, убей себя холодом! Когда жарко, убей себя жарой!'?

  • 地肥茄子大   (чит. ТИ КОЭТЭ КЯСУ ДАЙ НАРИ) - 'На доброй почве баклажаны [становятся] толще'

  • Однако при этом весьма много фраз, в которых глаголы 'СУРУ' и 'НАРУ' в той или иной форме присутствуют в иероглифическом написании.

  • 牛飲水成乳 蛇飲水成毒  (чит. УСИ НО НОМУ МИДЗУ ВА ТИТИ ТО НАРИ; ХЭБИ НО НОМУ МИДЗУ ВА ДОКУ ТО НАРУ) - 'Вода, выпитая коровой, становится молоком; вода, выпитая змеёй, становится ядом'

  • При описании структуры речений 'дзэнго' также следует обратить внимание на фразы с уступительными и условно-уступительными конструкциями (формы глаголов на '-ДОМО'). Здесь не используются другие, характерные для современного японского языка уступительные формы (союз 'НОНИ', форма глагола на '-ТЭМО', служебные слова 'НАГАРА-(МО)', 'КУСЭ-НИ', 'НИ МО КАКАВАРАДЗУ' и др.)

  • 八風吹不動  (чит. ХАППУ: ФУКЭДОМО ДО:ДЗЭДЗУ) - 'Пусть дуют восемь (=множество) ветров [иллюзий] - [сознание] непоколебимо'

  • 千眼看不見  (чит. СЭНГЭН МИРЭДОМО МИЭДЗУ) - 'Даже если смотреть тысячью глаз - не увидеть'

  • 細雨潤衣看不見 閑花落地聴無声  (чит. САЙУ Э-О УРУОСИТЭ, МИРЭДОМО МИЭДЗУ; КАНКА ТИ НИ ОТИТЭ, КИКЭДОМО КОЭ НАСИ) - 'Мелкий дождик мочит одежду - сколько ни вглядывайся, не заметишь; с цветов на землю опадают лепестки - сколько не прислушивайся, не услышишь'

  • Большой интерес представляют фразы, в которых используются условные и условно-предположительные конструкции (формы глаголов на '-БА'):

  • 大海若知足 百川須倒流  (чит. ДАЙКАЙ МОСИ ТАРУ-О СИРАБА, ХЯКУСЭН СУБЭКАРАКУ ТО:РЮ: СУБЭСИ) - 'Если Великий Океан познает меру, сотни рек непременно потекут вспять'

  • 求美則不得美 不求美則美生  (чит. БИ-О МОТОМУРЭБА, СУНАВАТИ БИ-О ЭДЗУ; БИ-О МОТОМЭДЗАРЭБА, СУНАВАТИ БИ НАРИ) - 'Красота убегает от жаждущего ее, возникает там, где ее не ищут'

  • 問東便乃答西  (чит. ХИГАСИ-О ТОЭБА СУНАВАТИ НИСИ-О КОТАУ) - 'Спросишь о востоке, [а тебе] отвечают: '[Вот] запад!'

  • Здесь представлены условные формы глаголов 'СИРУ' - 'СИРАБА'; 'МОТОМУ' _ 'МОТОМУРЭБА' и 'МОТОМЭДЗАРЭБА'; 'ТОУ' - 'ТОЭБА'. В первой фразе значение условия подчеркивается использованием слова 若 'МОСИ' ('пусть', 'предположим', 'допустим'). Во второй фразе усиление значения условия достигается использованием наречия 'СУНАВАТИ' - 'и тогда, и сразу' (иер. 則). Дословно эту фразу можно перевести так: 'Если жаждешь красоты - то тогда не достигнешь ее; если отказываешься от поисков красоты - тогда она сама появляется'. Третья фраза интересна тем, что здесь встречаются два иероглифа: 便 и 乃, каждый из которых в японском языке также имеет чтение 'СУНАВАТИ'. Однако значения их слегка отличаются. Значение первого иероглифа 便 'плавно перетекать, естественным образом перетекать', второго 乃 'и тогда'. Тем не менее, при чтении всей фразы в целом используется всего одно чтение 'СУНАВАТИ', а оба значения как бы 'накладываются' одно на другое. Таким образом, использование их обоих служит для более подчеркнутого выражения условия. Впрочем, существует весьма много 'дзэнго', в которых условная конструкция не осложнена дополнительными лексическими средствами:

  • 見怪不怪其怪自壊  (чит. КЭ-О МИТЭ КЭ ТО СЭДЗАРЭБА, СОНО КЭ ОНОДЗУКАРА Э СУ) - 'Увидев мираж, проигнорируй его - [и тогда] он сам исчезнет'

  • 掬水月在手 弄花香満衣  (чит. МИДЗУ-О КИКУ СУРЭБА, ЦУКИ ТЭ НИ АРИ; ХАНА-О РО: СУРЭБА, КА Э НИ МИЦУ) - 'Зачерпнешь [ладонью] воды - луна [у тебя] в руке; нагнешь цветущую [ветку] - одежда впитает аромат'

  • 飢来喫飯困来眠  (чит. УЭ КИТАРЭБА ХАН-О КИССИ, КОНДЗИ КИТАРЭБА НЭМУРУ) - 'Проголодался - поешь, устал - поспи'

  • Необходимо отметить, что практически во всех исследуемых речениях не используются другие, отличные от формы на '-БА' способы выражения условных конструкций: формы на '-ТАРА', а также союзы 'ТО', 'НАРА' со значением условия. Причина такого выборочного употребления проста - прочтение таких фраз подчиняется строгим правилам 'камбуна', и правила разговорного языка здесь не работают.

    Тем не менее, нам встретилось крайне небольшое число примеров 'дзэнго' с условной конструкцией, выраженной формой на '-ТЭВА'.

  • 汲水疑山動 揚帆覚岸行  (чит. МИДЗУ-О КУНДЭВА, ЯМА НО УГОКУ КА ТО УТАГАИ; ХО-О АГЭТЭВА КИСИ НО ЮКИ КА ТО ОБОЮ) - 'Зачерпнешь [ладонью] воды - гадаешь: [неужели] горы качаются [в отражении]; поднимешь парус [на лодке] - и поймешь, что берега тронулись в путь'

  • 在手執捉 在足運奔  (чит. ТЭ НИ АТТЭВА СИССЯКУ СИ; АСИ НИ АТТЭВА УМПОН СУ) - 'Руками - держи крепко, ногами - ходи быстро'

  • 殺人須見血  (чит. ХИТО-О КОРОСИТЭВА СУБЭКАРАКУ ТИ-О МИРУ БЭСИ) - 'Раз [решил] убить человека, обязан видеть, как течет кровь'
  • ***

    Очень важно правильно подобрать свиток в соответствии с сезоном. В чайном мире строго соблюдается соотнесенность всего с тем или иным временем года. Когда чайный мастер выбирает из имеющихся у него свитков тот самый единственный, который подходит для данной чайной встречи, он учитывает не только тему чайного собрания, но и те сезонные явления, которые характерны для этого времени года. Таким образом, свиток как бы привносит в чайное пространство категорию времени; в неизменное и незыблемое вносится элемент вечного движения и изменчивости.

    Например, в чайной комнате невозможно увидеть свиток с изречением об осеннем ветре или краснеющих клёнах, висящий в нише токонома в марте или январе, а свиток с пожеланием счастья в Новом году - в июле или сентябре. Любые упоминания о сезоне на свитке 'итигё-моно' накладывают на его владельца определенные ограничения в его использовании. Кроме того, существует целый ряд образов, характерных только для определенных временных интервалов - Новый год, сезон цветения сливы, сезон любования сакурой, сезон летних дождей, праздник поминовения душ усопших О-Бон, любование осенними кленовыми листьями и т.д. Есть даже специальные 'сезонные слова', или слова, которые характеризуют тот или иной сезон в искусстве Пути Чая. Они служат своего рода 'ключом' к раскрытию образа природы в тот или иной промежуток времени. Приведем здесь их краткий список:

    Январь - Новый Год; священная гора счастья Хорай; начало всего; восход солнца; журавль и черепаха; дракон; три 'дерева счастья': сосна, слива, бамбук; гора Фудзи; новогоднее украшение ворот дома 'кадомацу'; весна, 'семь трав' весны.

    Февраль - последний снег; Праздник Сэцубун - день встречи весны и изгнания злых духов; бобы; маска злого духа; трава 'на-но-хана'; первые цветы сливы, распускающиеся на голых, без листьев ветках - символ красоты, стойкости и благородства; первая песня соловья.

    Март - атрибуты Праздника девочек: куклы, сладости, фонарики; игра в ракушки 'кай-авасэ'; любовная поэзия.

    Апрель - цветы сакуры; облака; молодая зелёная листва; изумрудный мох; ростки папоротника.

    Май - атрибуты Праздника мальчиков; карп; водопад; колодец; стрелы; ирисы; пионы; желтые цветы 'ямабуки'; зелёные листья клёнов; молодые побеги бамбука.

    Июнь - цветы гортензии; дождь; ручьи; форель; светлячки; кукование кукушки.

    Июль - атрибуты Праздника звёзд Танабата; голубое небо; ветви бамбука; цветы гвоздики; цикады; веера; колесницы праздника Гион.

    Август - атрибуты Праздника О-Бон - дней поминовения душ усопших; цветы лилии, орхидеи; баклажаны; тыквы; веера; фонарики; костры Даймондзи на склонах гор вокруг Киото.

    Сентябрь - любование луной; метёлки мисканта; белые рисовые лепёшки; зайцы; стрекозы; хризантемы; кустарник хаги.

    Октябрь - начало осени; яркие осенние листья; сбор урожая; грибы; орехи; 'семь трав' осени, мелкий осенний дождь.

    Ноябрь - горы; красные осенние клёны; хурма; белые хризантемы.

    Декабрь - первый снег; засохшие ветви деревьев; прощание со старым годом; 108 ударов колокола в последнюю ночь года; цветы камелии.

    Многие из этих образов можно увидеть в форме или мотивах украшения утвари (лаковая миниатюра, литье, чеканка, резьба по дереву), 'поэтических' именах отдельных элементов 'ториавасэ' - набора чайной утвари, а также в надписях на свитках, помещаемых в нишу чайной комнаты. Среди них иногда встречаются надписи универсального характера, которые можно использовать в любое время года, например: 'Нет', 'Не-знание', 'Единица', 'Застава', 'Горы - это горы, вода - это вода', 'Темное в темном', 'Молчание', 'Круг' и др. Но при этом, есть целый ряд свитков 'сезонно ориентированных', то есть используемых в чайном действе только в определенный сезон или конкретный месяц. Ниже представлено несколько наиболее характерных примеров такого использования:

    Январь - 日出乾坤輝  (чит. ХИ ИДЭТЭ, КЭНКОН КАГАЯКУ) - 'Солнце восходит, земля и небеса сияют'

    Февраль - 梅須遜雪三分白 雪亦輸梅一段香  (чит. УМЭ ВА СУБЭКАРАКУ ЮКИ НИ САМБУ НО ХАКУ-О ЮДЗУРУ БЭСИ; ЮКИ МО МАТА УМЭ НИ ИТИДАН НО КО:-О Ю СУ) - 'Белизной снег превосходит цветы сливы; ароматом слива превосходит снег'

    Март - 南北東西活路通  (чит. НАМБОКУ ТО:ДЗАЙ КАЦУРО ЦУ:ДЗУ) - 'С севера на юг, с востока на запад (=повсюду) пути к спасению схожи'

    Апрель - 一華開五葉  (чит. ИККА ГОЁ:-НИ ХИРАКУ) - 'Один бутон раскрывается пятью лепестками'

    Май - 三級浪高魚化龍 (чит. САНКЮ: НО НАМИ ТАКАКУ СИТЭ УО РЮ: НИ КЭСУ) - 'Поднявшись выше волн на три ступени, карп превращается в дракона'

    Июнь - 雲去山嶺露  (чит. КУМО САРИТЭ САНРЭЙ АРАВАРУ) - 'Облака исчезают, горные пики выступают'

    Июль - 銀河落九天  (чит. ГИНГА КЮ:ТЭН ЁРИ ОТИРУ) - 'Серебряная река [ = Млечный Путь] льется с самой вершины небес'

    Август - 夢 (чит. ЮМЭ) - 'Сон'; 薫風自南来  (чит. КУМПУ: МИНАМИ ЁРИ КИТАРУ) - 'Благоухающий ветер сам прилетает с юга'

    Сентябрь - 明月清風共一家 (чит. МЭЙГЭЦУ СЭЙФУ: ТОМО НИ ИККА) - 'Ясная луна и свежий ветер - словно члены одной семьи'

    Октябрь - 吾心似秋月  (чит. ВАГА КОКОРО СЮ:ГЭЦУ НИ НИТАРИ) - 'Моё сердце уподобилось [свету] осенней луны'

    Ноябрь - 開門落葉多  (чит. МОН-О ХИРАКЭБА, РАКУЁ: ООСИ) - 'Открываешь ворота - повсюду опавшая листва'

    Декабрь - 紅炉上一点雪  (чит. КО:РО ДЗЁ: ИТТЭН НО ЮКИ) - 'Одна снежинка над раскаленным очагом'

    ***

    В заключение необходимо сказать несколько слов об эстетической значимости чайных свитков 'итигё-моно' в традиции Пути Чая. С давних пор свитку в чайном мире отводится роль 'главного' элемента, с него начинается чайное действо, перед ним склоняются в молчаливом поклоне гости, входя в комнату. То, что написано на свитке, становится 'темой' чайной встречи, при этом сам чайный мастер никогда не говорит напрямую, какова тема, лейтмотив чайного собрания. Пытаясь прочесть и понять то, что написано на свитке, гости сами выстраивают целый ряд образов. Свиток указывает гостям на духовную составляющую, которая лежит в основе просветления - 'чайного самадхи'. В ходе чайного действа и хозяин, и гость интуитивно постигают эту составляющую, которая находится за рамками обыденного понимания действительности. Все другие элементы чайной утвари, участвующие в церемонии, выбраны таким образом, чтобы подчеркнуть и выявить основную идею, выраженную в свитке.

    Чайные свитки 'итигё-моно' - неотъемлемая часть убранства чайной комнаты. Написанные дзэнскими или чайными мастерами и наставниками, они создают атмосферу трансцендентного покоя, выражают глубокие философские понятия; слова и образы на них, свободные от догм и правил веры, умиротворяюще действуют на душу. Чайные свитки высоко ценятся в мире искусства за их простую, но тонкую, вдохновляющую красоту. Глядя на эти картины, следуя по следам кисти своим сердцем, мы словно воочию видим естественные движения руки мастера, в которых отражаются его мысли и чувства, помогающие отрешиться от мирских волнений и страстей. Недаром многие известные чайные мастера проходят обучение в дзэнских монастырях и становятся так называемыми 'мирскими монахами', практикующими дзэн в миру. И наоборот - многие дзэнские наставники - великолепные каллиграфы, из-под пера (вернее, кисти) которых выходят настоящие шедевры. Единожды соприкоснувшись с этим миром, хочется узнавать о нем больше и больше, рассматривая этот культурный феномен все в большем приближении.

    Анастасия Кудряшова


    Использованная литература:

    1. В.М. Алпатов, П.М. Аркадьев, В.И. Подлесская 'Теоретическая грамматика японского языка', М., 'Наталис', 2008
    2. А.Н. Игнатович 'Философские, исторические и эстетические аспекты синкретизма (на примере 'чайного действа')', М., 'Русское феноменологическое общество', 1997
    3. Е.Н. Колосс 'Чайные свитки итигёмоно как жанр дзэнской словесности', М., ИСАА МГУ, 2000
    'Мумонкан (Застава без ворот). Сорок восемь классических коанов дзэн с комментариями Р.Х. Блайса', СПб., 'Евразия', 1997
    4. Haga Koshiro "Chaseki no ichigyo", Tokyo, "Sekai bunka-sha", 1998
    5. Hirota Dennis "Wind in the Pines (classic writings of the Way of Tea as a Buddhist path). California, 1995
    6. Shigematsu Soiku 'A Zen Forest. Sayings of the Masters', New York, Tokyo, "Weatherhill", 1981
    7. Kuwabara Satoshi, Yanagida Yukari "Kore de wakaru kobun, kanbun", Tokyo, "Bun'eido:", 2004


    Постоянный адрес этого материала в сети интернет-
    http://ru-jp.org/kudryashova01.htm


    ##### ####### #####
    ОКНО В ЯПОНИЮ -
    E-mail бюллетень
    Общества "Россия-Япония",
    # 36, 2009.09.20
    http://ru-jp.org
    ru-jp@nm.ru
    ##### ####### #####


     ОКНО В ЯПОНИЮ    НОВОСТИ    О ЯПОНИИ    ОРЯ    ПИШЕМ!