|
ВЛИЯНИЕ ЯПОНСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ТРАДИЦИИ НА ТВОРЧЕСТВО ИМПРЕССИОНИСТОВ (ХОКУСАЙ - МОНЕ)
Хокусай был одним из наиболее разносторонних, интересных и талантливых людей
Японии начала XIX столетия. Художник оставил огромное наследие - около 30
тысяч гравюр, живописных произведений, рисунков, около 500 иллюстрированных
книг. Всего у него было около 50 псевдонимов. С 1806 г. он берет имя
Кацусика Хокусай, именно с ним он и вошел в историю мирового искусства.
Кацусика - сельский район в предместье Эдо (старое название Токио), где
родился художник.
Хокусай работал практически во всех жанрах гравюры и широкой публике
известен в первую очередь как график. Вместе с тем он создал немало
живописных свитков, расписывал ширмы и выполнил несколько крупных
интерьерных росписей. Успешно он работал и в самой малой форме ксилографии -
суримоно. Хокусай до сих пор считается непревзойденным мастером этого жанра.
К. Хокусая часто называют пейзажистом, хотя это только одна из граней его
творчества. Но именно в этой сфере наиболее значительно проявились его
самобытность, философская глубина и человеческая мудрость в сочетании с
высочайшими художественными достоинствами. Хокусай создал новый тип пейзажа.
Широтой и силой обобщения, глубиной мысли, синтетичностью формы его пейзажи
отличаются от работ предшественников и современников.
Пейзажу посвящен 7 том "Манга", опубликованный в 1818 году. Художник
исследует строение природы, основные законы ее бытия, совершенство и красоту
ее форм, что сближает его искусство с древними пейзажами. Но если для
художника старой Японии природа была источником красоты и совершенства, и в
ней он черпал вдохновение и силы, то Хокусай по-новому видит мир. Он был
одним из первых художников, которые нарушили традицию. И хотя ему уже
исполнилось шестьдесят лет, это был период расцвета его искусства. Он
впервые превратил пейзаж в самостоятельный жанр, подняв тем самым искусство
Укиё-э (гравюра, искусство третьего сословия, с японского укиё-э переводится
примерно как "картины проплывающего мимо мира") на высшую ступень.
В отличие от древних пейзажей, изображавших чаще всего природу Китая,
основными мотивами пейзажей Хокусая явились красоты родины, ее тростниковые
равнины и горные дороги, реки и цветущие вишневые сады, ее прославленная
гора Фудзияма. Художник обладал прекрасным умением передавать движение. Его
пейзажи полны жизни. Они населены людьми. Человек и природа у него всегда
живут единой жизнью.
Серия гравюр "36 видов горы Фудзи" - вершина его творчества. Она была
создана художником между 1823-1829 годами. Гравюры этой серии наиболее
разнообразны по стилю, и каждый лист в отдельности представляет вполне
самостоятельное произведение, но лишь в совокупности они наиболее полно
раскрывают творческий замысел художника. Они объединены единым содержанием,
одной мыслью - о величии природы и многообразии жизни. Хокусай
импрессионистически точно уловил какое-то одно из многочисленных мгновений в
жизни Фудзи. Цвет горы, цвет неба, цвет облаков - все это передача только
одного кратковременного движения природы, когда само утро еще только
занимается. В 1827 г. он опубликовал серию "Путешествие по стране
водопадов". И здесь мы можем видеть множество водопадов, каждый из которых
несет в себе удивительные особенности, запечатлевшие фантастичность и
неожиданность проявлений природы.
Из поздних графических работ Хокусая следует отметить серию "100 видов
Фудзи" (1834-1835), виртуозную по мастерству и красоте линий. Серия состоит
из ста двух листов, изданных в виде трех альбомов. Одной только энергичной и
стремительной линией художник передает движение в природе. Обращаясь к
молодым художникам, Кацусика Хокусай написал: "Если ты хочешь нарисовать
птицу, ты должен стать птицей". То есть метод японского мастера состоит в
том, что в момент творчества художник должен ощутить себя объектом
рисования, оставаясь одновременно и создателем этого объекта. Хокусай
великолепно владел искусством "ловить" исключительные моменты "проплывающего
мимо мира", подмечать в своих произведениях моментную красоту природы,
воплощая прекрасный принцип Дзен - постоянное в своей вечной переменчивости
"здесь и сейчас". Сделать мимолетное постоянным - вот к чему стремился
художник в своем творчестве.
Энергия и юмор жанровых произведений, тонкость пейзажей сделали Хокусая
одним из самых известных японских художников в Европе. Его творчество
оказало значительное влияние на европейское искусство конца XIX - начала XX
вв., в частности на творчество импрессионистов. В начале 70-х гг. XIX века
во Франции начала работать группа молодых художников. Впервые в истории
искусства они начали заниматься пленэрной живописью, то есть стремились к
передаче естественного освещения и воздушной среды, реальных оттенков цвета,
непосредственно наблюдаемых в природе. Они писали под открытым небом: на
берегу реки, в поле или лесу, а не в мастерской, как это делалось раньше.
Импрессионистами их стали называть после выставки в Париже от названия
картины Моне "Впечатление. Восход солнца" (с французского Impression -
впечатление). Это слово подходило к их работам, потому что в них художники
передавали своё непосредственное впечатление от увиденного. Импрессионисты
по-новому показывали мир в своих картинах. Главным для них стали трепетный
свет, воздух, в который как бы погружены фигуры людей и предметы. Ветер,
влажная после дождя, нагретая солнцем земля - всё обретало на их холстах
вторую, не мене реалистичную жизнь. Художникам удавалось разглядеть и
показать удивительное богатство цвета в природе.
На основе живописи Моне можно наиболее плодотворно исследовать взаимосвязь
между импрессионизмом и японской художественной традицией.
Моне Клод Оскар (14 февраля 1840, Париж, 6 декабря 1926, Живерни, Нормандия)
художественное образование получил в Париже. Огромную роль для его
творчества сыграло знакомство с молодыми живописцами, ищущими новые пути в
искусстве: Базилем, Писсарро, Дега, Сезанном, Ренуаром, Сислеем и др. Именно
в их кругу и зародился импрессионизм. Моне много работал на натуре, ему было
важно не просто запечатлеть пейзаж, бытовую сценку, а передать свежесть
непосредственного впечатления от созерцания природы, где каждое мгновение
что-то происходит, где окраска предметов непрерывно меняется в зависимости
от освещения, от состояния атмосферы, погоды, от соседства с другими
предметами, отбрасывающими цветные отблески. Всем своим творчеством Моне
стремился зафиксировать время, запечатлеть только один момент жизни всего
окружающегося мира. Это желание поймать время захватило Моне полностью. В
1890 году, купив дом в Живерни, он принялся воплощать эту идею в жизнь, хотя
в зародыше она содержалась еще в его ранних работах.
Около дома Моне создал удивительный по красоте и необычности сад с прудом.
При его планировке Моне следовал советам японского садовника, гостившего
какое-то время в Живерни: среди скромной привычной растительности тут
выделялись китайские гинкго, японские фруктовые деревья, бамбуки, японский
мостик, словно перекочевавший сюда с гравюры Хокусая. В пруду плавали
кувшинки, а сад был испещрен лабиринтом вьющихся и пересекающихся тропинок.
В силу того, что в Японии не было пропасти между улицей и комнатой, и вся
жизнь обитателей Страны восходящего солнца протекала под открытым небом,
японские художники первыми научились почти каллиграфически, в быстрых линиях
запечатлевать неожиданное и мимолетное в природе. Всю свою жизнь Моне был
страстным поклонником японского искусства. Говорили, что на стенах его дома
в Аржантейе, когда он жил там в 70-е годы, висели японские веера; в
последнем его доме, в Живерни, все еще хранится обширная коллекция японских
гравюр, собранных им за годы творчества; а в 1892 году Эдмон де Гонкур
записал в своем дневнике, что он часто встречал Моне в Галерее Бинт, центре
торговли восточными произведениями.
В японском искусстве Моне и его современники открыли новые многообещающие
возможности воспроизведения окружающего мира в гармонии с "чувством
атмосферы". В японских ксилографиях он открыл композиционные эффекты,
которые достигаются острым ракурсом и драматическим обрезом композиции
рамой. На склоне лет он говорил герцогу де Тревизу: "В японских художниках
мы на Западе оценили прежде всего ту смелость, с какой они режут рамкой свои
сюжеты. Эти люди научили нас новой композиции. Тут нет сомнений". Его работы
и в самом деле принадлежат новому типу композиции. В 1867 году он написал
"Террасу в Сент-Адресс", которую он называл своей "китайской картиной с
флагами".
У Моне в собрании имелось немало ксилографий Хокусая с разными видами горы
Фудзи, а также две ксилографии Хирошиге "Остров Цукада", на которых дневное
и ночное изображение одного и того же пейзажа получено нанесением на одну
печатную форму разной краски.
Под влиянием всего этого Моне не мог не придти к мысли писать излюбленное
место при разном освещении. Мысль стала навязчивой, когда в Живерни у него
появилась постоянная точка видения, с которой он мог выбирать бесконечное
число "мотивов". Эта мысль стала превращаться в целенаправленную программу.
Клемансо (премьер-министр был другом художника) рассказывал, что "Моне
работал одновременно на четырех мольбертах; как только менялось освещение,
на каждый холст он наносил мощный мазок кистью". Так он создал первую группу
своих "серийных" картин, над которыми работал всю оставшуюся жизнь, и
перенес первоначальный импульс импрессионизма в следующее столетие. В них
художник стремился передать различную степень освещенности одних и тех же
предметов при различной погоде, в различное время дня, используя
разнообразную тональность своей палитры. Вместе с этим, серии картин
позволяют создать удивительные декоративные композиции, как бы развивающиеся
во времени и в пространстве благодаря возникающим ассоциативным связям.
Вдохновленный той же идеей, Моне создал серию картин "Стога сена. Конец
лета" 1890/1 г., "Стога сена. Эффект снега" 1891 г. "Стога сена. Иней" 1889
г. Сюжетом для "различных эффектов" послужили несколько стогов сена,
стоявших в поле к западу от дома в Живерни, - их было видно с одного места
возле садовой изгороди. Последовательно отображая перемену освещения от
утренней зари до вечерних сумерек, Моне написал пятьдесят видов
величественного готического фасада Руанского собора (1892 - 1894 гг.).
Однако патриотические мотивы, заложенные в его сериях, Моне развивать дальше
не стал. Начиная с 1908 года, он почти полностью погружается в
изобразительные мотивы своего сада, выделяя в них преимущественно японские
особенности. Сначала он создает серию, посвященную мосту; всего около 18
вариантов, все в квадратном формате. ("Японский мостик и пруд с водяными
лилиями" 1899 г. и "Японский мостик в Живерни" 1900 г).
Затем обращается к водяным лилиям в пруду, запечатлевая их в разное время
дня и года. ("Водяные лилии" 1914 - 1917 гг.). Это гигантское предприятие
закончилось апофеозом - как бы завершением цикла всей истории
импрессионизма - от оплеванной картины с видом нормандской бухты до всемирно
прославленного tour de force в специально построенном павильоне в Оранжери,
пристройке Лувра.
Становится очевидным, насколько значительным оказалось влияние японского
художественного искусства на творчество выдающегося импрессиониста Клода
Моне. Современник французского мастера так писал о его картинах: "На этих
зыбких поверхностях, как в зеркале, отражаются изменения окружающей среды,
колебания атмосферных условий, резкие дуновения ветерка, случайные вспышки
света. Равномерно движутся вокруг них, как вокруг оси, свет и тень, солнце и
темнота; они отражают последнее тепло последних лучей; они окутываются
туманом, они пребывают в полной гармонии с пространством, с землей и с
небом". Так же и Хокусай в своих произведениях запечатлел нависшую над
лодкой волну, великую гору Фудзияма в различных ракурсах и цветовых
решениях, порыв ветра, подчинивший всю природу единому движению, великолепие
цветущей вишни: По художественной идее можно провести параллель между такими
сериями картин как "Виды горы Фудзи" Хокусая и "Руанский собор" Моне,
"Водопады" японского мастера и "Стога сена" великого импрессиониста:
Лаконичность и содержательность, величие и грациозность очертаний: Именно
серийность работ позволила художникам уловить моментные изменения в природе,
передать всю красоту и своеобразие ее проявлений, запечатлевая состояние
воздуха, игру света, капель воды, солнечных лучей и лунного сияния. Эти
мимолетные впечатления и тончайшие эффекты природы сделали их картины
неповторимыми произведениями мирового искусства.
Ильсияр Тимершина
ilsiyarka@mail.ru
Постоянный адрес этого материала в сети Интернет -
http://ru-jp.org/timershina_01.htm
##### ####### #####
ОКНО В ЯПОНИЮ -
E-mail бюллетень
Общества "Россия-Япония",
# 11, 2006.04.09
http://ru-jp.org
ru-jp@nm.ru
##### ####### #####
|
|