ИКЭБАНАИкэбана - искусство расстановки [аранжировки] срезанных цветов в вазах. Икэбана является неотъемлемой частью духовной жизни японского народа, одной из его наиболее красивых национальных традиций. Этот вид изобразительного искусства изучается, ценится и почитается в стране наравне с живописью, поэзией, музыкой, каллиграфией и пр.Аранжировщик цветов создает свое произведение из живых растений, подобно тому, как живописец творит картину, пользуясь палитрой красок. Но аранжировки из цветов объемны, многоплановы, они сродни произведениям скульптора и архитектора. В икэбане художник может выразить свое мироощущение, настроение, воплотить определенную идею. В основе необыкновенно любовного и бережного отношения японцев к природе и преклонения перед ней лежит учение религиозной системы [синтоизм], господствовавшей в Японии до введения буддизма в качестве официальной религии. Согласно синтоизму, каждый природный предмет, тело, явление содержит в себе божественный дух и потому требует к себе уважительного отношения, как к живому существу. Японцы любят отождествлять себя с природой, стремясь жить с ней без каких-либо барьеров и поддерживая сбалансированное сосуществование. Икэбана не только и не столько средство украшения интерьеров, сколько символ, фрагмент одухотворенной природы, привнесенный в жилище. Икэбана тесно связана с живой природой, в ней отразился один из основных буддийских постулатов об эфемерности и недолговечности высоко ценимой красоты мира, краткости и бренности человеческой жизни. В мире нет ничего определенного и постоянного. Икэбана стала одной из наиболее подходящих художественных форм, отражающих эти естественные процессы. В цветах, которые изменяются и в конце концов опадают, видится постоянство только самой природы. Произведение икэбаны не может считаться удачным, если в нем не выражается течение времени, сезон или продолжающееся развитие используемых растений. Изначально икэбана базировалась на философских и эстетических постулатах синтоизма, а затем и буддизма. Ее истоки связывают с древним обычаем преподношения цветов умершим предкам. В буддийских храмах развился ритуал постановки цветов к статуям Будды. При этом совершенная форма вазы и пышное, помпезное великолепие самого букета, который создавался по определенным, строго канонизированным правилам, воплощали торжество и величие буддизма. Но по мере развития мировой и национальной культуры философско-религиозный смысл икэбаны постепенно утрачивался. Становление икэбаны в Японии как искусства датируется XV веком, ею тогда занимались главным образом священнослужители храмов и монастырей. Но постепенно она становится популярна и в высших слоях общества, а затем широко входит в повседневный быт народа и чаще воспринимается как предмет подлинного искусства. В течение веков икэбана изменялась, развивалась в соответствии с общественно-политическими, экономическими и культурными переменами в жизни общества. Развитие икэбаны шло по пути ее демократизации, упрощения правил и техники расстановки растений в вазах и обучения этому искусству, снятии ограничений в отношении ассортимента цветов. Изменялись первоначальные стили, развивались новые, множились школы и направления; важнейшими из них являются три: ИКЕНОБО, ОХАРА и СОГЭЦУ. Икэбана конструктивна, трехмерна, в основе композиции лежит, как правило, разносторонний треугольник. Она асимметрична, гармонична и естественна. Предпочтение отдается красоте линий, даже по сравнению с таким важным элементом красоты, как окраска цветов. Именно линии придают японской аранжировке выразительность и динамичность. В икэбане обязательно выделяют главные и второстепенные элементы, формируют фокус композиции, без чего она будет монотонной и невыразительной. Широко используются контрастные сочетания. Особенное внимание уделяется пространству внутри композиции и в ее окружении. В современной икэбане, в значительной мере, кроме цветов, используются все части растений [ветки, листья, плоды, корни], а также инородный материал [камни, проволока, сетка, ткань, перья, различные пластмассовые и другие изделия]. В настоящее время икэбана многолика и доступна всем. Ею может заниматься любой человек, в любое время года, используя любой материал [даже сорняки], привлекая любое количество растений, расставляя их в любом сосуде [или вовсе без него]. Изучая икэбану, мы учимся более тонко подмечать природную красоту, отражать свои ощущения в цветочных композициях. Освоение художественно-композиционных принципов и техники расстановки растений икэбаны обогащает наш отечественный фитодизайн. В настоящее время икэбана широко распространена по всему свету и представляет собой уникальное явление в общечеловеческом мире искусств. Изучение и развитие икэбаны в России [СССР] началось с организации Московского Клуба “Икэбана” в 1968 году при Обществе “СССР-Япония” [ныне “Россия-Япония”] с участием сотрудников Посольства Японии в Москве и при содействии журнала “Цветоводство”. Клуб объединяет любителей этого древнего искусства в Японии и широко популяризует его в России. Свидетельством плодотворной деятельности Клуба служит и то, что Правительство Японии наградило его президента Орденом Священного Сокровища V степени. Клуб ежегодно проводит 3-4 выставки икэбана, пользующиеся большим успехом у широкой публики. На специальных курсах ведется обучение по программе всемирно известной школы икэбана СОГЭЦУ. Есть группы, где изучаются интерьерные композиции, а также готовят преподавателей икэбаны. Успешно окончившие курсы получают соответствующие свидетельства. После обучения в Клубе желающие могут также получить сертификаты и дипломы Токийской школы СОГЭЦУ. Преподаватели Клуба имеют дипломы школы СОГЭЦУ. Телефоны Московского Клуба “Икэбана” (095) 193-33-93 и (095) 196-83-14. Н.П. Николаенко, Автор статьи - Нина Павловна Николаенко (р. 1909!), основоположник и старейший мастер искусства икэбана в нашей стране, бессменный руководитель Московского Клуба “Икэбана”. Статья написана в августе 2000 г. специально для нашего бюллетеня. Доброго Вам здоровья, уважаемая Нина Павловна! Окно в Японию - E-mail бюллетень Общества "Россия-Япония", 2000.08.12 http://ru-jp.org russia-japan@altavista.net. ##### ####### ##### |
|||||||||||